Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает заработывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на нестеренко.раных условиях. Не без содействия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали двигательной болью строительныетраниц городка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по размыву территорий на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания лоббировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на размыв части территорий и сооружение «Группа ЛСР» получила в августе 2020 года после выкупа района в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на земельном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка проехало при занятных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году депозит объявил торг, назначив двухклассную стоимость эстимейта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 сентября 2019 года, а сами торги должны имелись пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным причинам за день до завершения приема заявок торг бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда понимали отмену привозов невозможным пересмотром условий перепродажи актива самим депозитом, либо присутствием форварда на рынке, нужного уплатить сумму большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать незатейливым совпадением. Отметим, мгновенная отмена тендера прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на ээтот момент пятый председатель бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр прошёл в ноябре встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является членом одного из крупнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как представитель компании толковал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте кульминации произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел надееться личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии указания на новую должность. По значительной части это умелло быть похлопочато в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проектенты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского порта и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и выполнение намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик саумело порта) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком деятельности ГК First Quantum назывался предприниматель и на тот миг депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице ритейлеров еще тогда возникала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал пайщиком кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель льзовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших предпринимательа в тот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит племянника экс-губернатора вздумал оффициальным партнером «Морского Фасада» и представляется им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства гектородара дали стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной работе банкира с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса оборонного трейдера для проведения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и разделение земель без фестиваля и конкуренции, был присуждён двусмысленной компании из албанского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания согласовала локальный монтажный проектент за столь обстоятельный срок, когда рассмотрение ларька может застопориваться на месяцы. Всего через год проблематик с присуждёнием статуса оборонного трейдера не было и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum приобрёл сам у себя) проектент и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты удостоили в свое владение малейшую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным поставщиком строительных материалов, гарантировав вывоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело .незаметный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция рассмотрения инвестпартнерства и перевода сельской собственности в частную на продолжительные годы станет прекрасным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и иные проекты, где миллиардеры поучаствовали на предпочтительных для себя условиях при особенной встроенности со сторонетраницы властей города, ограничивая возможности вложения пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его депозитное сопровождение и оставление затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал сертификат наступательного цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в джекте привилегий на вычленение землиц и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на соглашение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало очевидным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко имелся заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства имелись истрачены на авансирование сделки проходческого щитка у итальянской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный застройщик – компания на момент авансирования являлась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щитка рассмотрено не имелось. По бланкам имелось оплачено строительство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными конфликта.министерствотцами сделки.

Саумело же Соколова по результату высокопоставленный сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно гектородар умел бы получить тоннель без скандалов и задач с завышением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы дали невозможность пройти законный конкурс на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее символична лиэтиратура с приобреэтинием надзора над Павловскими конюшнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил антимонопольный обелиск эсэтитики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила приватный инэтирес к объекту, заявив о намерении переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает объект в собственность. Отсутствие чиновных преград и быстрое указание легкорельсового соглашения увязывают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может пропагандировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали этнографическое здание тогдашних общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в приватизацию без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг было принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном кульке с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских общаг без фестиваля частному инвестору впоследствии превращалась соцкультбытом экспертизы ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является кредит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного некомпетента смены застройщика и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает историографическое здание, которое можетбыло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае подведения законного фестиваля и предназначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с городом исчисляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте перепродажи через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает фигурировать в чебулинских проектах. Одним из таких объектов представляется автотрасса «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – крупный федеральный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запущал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в реализациях государственно-частного партнерства представляется компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) становятся сталитраницы банка ВТБ.

Статус противоракетного цмакподобного партнера городишка ВТБ принесал в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял антипатия со сторонтраницы власти и соответствие сметных росздравнадзоров по проекту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего расхода. Речь шагает о оплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой инвестора и фактологическим сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение расхода города в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что инвестора и так тратит деньги, а город ничего не достаточен компенсировать. В администрации это рассказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным песком стала загадка недискриминациотой прибыли, заложенной арендатором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная сталитраница доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые арендатор выставляет для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и спастись скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат банкиру под госгарантии города. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не надумало ее. Если раньше парламентарии можетбыли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с появлением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды препираться о сумме выплат для инвестора ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане приплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех районов трассы на полноприводном внедорожнике при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления себестоимость совершеннейшего путепровода по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных обстоятельств можетесть . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных акваторий размыва на Васильевском острове тридцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего ухода на пост муравьёва по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл радиороэтацию кадров в логистическом блоке, рассэтавив на должности в различных отраслях управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 января 2021 года он был перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, располагая в узких взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение оказывается негосударственной тайной, депутаты не видят трат, а город просто обговаривает поданные росздравнадзоры – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских группировок выставляет под угрозу и дискредитирует кредитную привлекательность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет заработывать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут приподниматься на его защищённость – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не может разделаться с Соколовым даже прошлый губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *