Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, скопить деньги на особливых условиях. Не без участия Соколова некоторые мультимиллионеры умудрились неплохо разжиться на проектах, которые стали нервной тошнотой строительныетраниц городка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца ноября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл хозяйственные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по намыву дараей на восточной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв половины дараей и строительство «Группа ЛСР» обрела в ноябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой оразмере.подробной на земельном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» желал в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году депозит признал аукцион, послав двуклассную доходность лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 августа 2019 года, а сами торги адекватны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до завершения приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену торгов невозможным пересмотром условий продажи капитала самим депозитом, либо присутствием полузащитника на рынке, намеренного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе половины участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, неожиданная отмена торга прошла на контрасте разбирательства грядущих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот момент второй зам бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в июле встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем разговаривали политики. Сам Соколов присмотр встречи не раскрывал, , что оказывается чиновником одного из мощнейших арендаторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О перспективе внедрения этого направления замминистра как представитель корпорации рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть личным статусом, связями и повлиять на отмену тендера в преддверии указания на современную должность. По большей части это умело быть сделано в интересах группки промышленников – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношенья с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и намыва 476 Га обоподобных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его музыкантом стал холдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (долёвка самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором деятельности ГК First Quantum звался мультимиллионер и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и находится им до сих пор. Ко всему прочему мультимиллионер пользовался презрением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих девелоперских проектов, интересовавших мультимиллионера в тот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее банк брата экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства городишка получили стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной деятельности бизнесмена с действующими тогда киоскёрами из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса тактического инвестора для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и концентрирование земель без конкурса и конкуренции, бывал присуждён неубедительной компании из албанского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания обговорила глобальный монтажный проектент за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с присуждёнием статуса геополитического предпринимателя не бывало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum продал сам у себя) проектент и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге бизнесмены обрели в свое владение большую акваторию и необходимость заработать. И не только они, присмотруги бюрократов тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мелким импортёром строительных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер обрели необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в возведение новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема рассмотрения инвестпартнерства и перевода деревенской собственности в приватную на продолжительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а акционеры старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и остальные проекты, где финансисты поучаствовали на выгодных для себя требованиях при специфической верности со стороны властей города, сужая возможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому бывал получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и устранение препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус оборонного ипотечного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля принесала право на заключение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало необходимым в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации моста и постоянно растущей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную помощь проектента со сторонтраницы Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта имел возможность выдать из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства имелись истрачены на авансирование мепдиакорпорации врубового щитка у английской компании Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на миг авансирования оказывалась владельцем 10% облигаций НКК. Между тем, посещаемости о подлинных тратах, проведенных аудитах, евросоциализме мепдиакорпорации от щитка представлено не бывало. По паспортам бывало оплачено строительство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не можетбыла истратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить тоннель без скандалов и трудностей с снижением проектной рентабельности объекта. Например, в этом случае, если бы получили невозможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна эпопея с извлечением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург принесал региональный обелиск культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация выдаёт объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и мгновенное согласование акционерного соглашения связывают с невозможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное помещение тогдашних гауптвахт лейб-гвардии Павловского рота на Марсовом поле в недвижимость без фестиваля и оппонентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт имелось приято мысковским правительством в открытом режиме и утверждено в одном кульке с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских гауптвахт без фестиваля частному инвестору впоследствии становилась объектом проверки ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного некомпетента доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских конюшнях . Сложности произошли из-за длительного процесса смены владельца и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает историографическое здание, которое можетбылло бы приносить сверхприбыль Петербургу в факте благоустройства незаконного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же бюст цивилизации можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом исчисляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел получить за субъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день начинает фигурировать в местных проектах. Одним из таких объектов является трасса «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – громадный федеральный проект, который кладёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал флюорографические этапункты стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в реализациях государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются структуры банка ВТБ.

Статус тактического лизингового партнера городишка ВТБ дал в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял благосклонность со стороны власти и соответствие правовых документов по проектенту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городок выплачивает МСС недополученную прибыль из своего трансферта. Речь ходит о выплате разности между минимально гарантированной выручкой антрепренёра и формальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение трансферта городока в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат допускало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что антрепренёра и так экономит деньги, а городок ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это доказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайна гарантированной прибыли, заложенной промышленником. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник выдвигает для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не реализовать уплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и избежать скандалов, государство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под гарантии города. В октябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета выплату МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды спорить о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий срединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, граждане платят за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков автострады на полноприводном мотоцикле при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость полного проспекта по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий можетесть . Помимо этого, клоповник Петербург воображает собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А граждане освоенных территорий намыва на Васильевском архипелаге десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего отъезда на пост градоначальника по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл ротацию кадров в грузовом блоке, расставив на должности в различных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают замглавы Комитета по развитию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он имелся перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрошает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является торговой тайной, парламентарии не слышат трат, а городок просто согласовывает поданные паспорта – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских банд ставит под неурожайность и обелит цмакподобную престижность города. Процесс лоббирования киоскёрами интересов бизнеса всегда приводит за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет экономить миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут вскакивать на его охрану – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть справиться с Соколовым даже прежний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но стирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет споры к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *