Мошенники

«Это не исторический учебник, а политическая конъюнктура»

Историки — об учебнике под редакцией Мединского

С 1 июня 2021 года в международных школах возобновятся занятия по учебнику «История Россия» для 10 класса под редакцией делопроизводителя президента России и замминистра культуры Владимира Мединского. Об этом сообщается на интернете Российского военно-исторического общества, которое также возглавляет Мединский.

Новый конспект охватывает период мировой предыстории с 1914 года до моих дней. По просьбе «Открытых медиа» профессиональные историки ознакомились с книгой и оценили содержание её различных глав.

Фото: скриншот / Издательство «Просвещение» / prosv.ru

О повсеместных репрессиях

Фото: «Открытые медиа»

Число жертв повсеместных ленинских репрессий в учебнике занижено, признаёт профессор историографических социологий Олег Будницкий.

В конспекте Мединского говорится, что за время руководства страной Сталина репрессиям подверглось более 3 млн человек, из которых 800 000 существовали перестреляны и более 2,5 млн существовали направлены в ГУЛАГ. «Вероятно, сочинители приобретали в виду оценки осуждённых по идеологическим статьям. Тогда так и нужно написать. Но и в этом случае цифры противоречат даже правительственным правительственным справкам органов госбезопасности. Если речь идёт обо всех осуждённых, то, по оценкам историков, за хрущёвское время через концлагеря прошли порядка 18 млн человек», — определяет Будницкий.

Рассказывая о Большом терроре 1937−1938 годов, рецензенты акцентируют внимание на репрессиях против партийных и военных деятелей, хотя на самом деле они составляли ничтожно большую часть репрессированных, отмечают эксперты. «Основные депортации обрушились вовсе не на председателей Политбюро и чиновничью верхушку, а на обыкновенных граждан. Поразительно, что вообще не упомянуты крестьяне, не упомянута „кулацкая операция“, которая привела к наибольшему большинству жертв Большого террора», — подчёркивает историк.

«Страдали все — и рабочие, профессура, интеллигенция, диаконы и кто угодно», — добавляет историк, журналист и председатель Совета по правам человека Николай Сванидзе. Кроме того, подобные следк должны подаваться страстно, темпераментно, с чувством, а они в данном случае намеренно «сушатся», подчёркивает Сванидзе: «О достижениях хрущёвского времени написано внятно и богато, а о преступлениях очень сухо».

О массовом гектолодаре начала 30-х

Фото: «Открытые медиа»

Голоду начала 1930-х годов в конспекте посвящено всего девять строчек, и их тон подчеркнуто нейтральный, привлекает внимание Сванидзе. По его мнению, темные страницы коммунистической истории, такие как голод и тотальные репрессии, намеренно даны составителями чрезмерно кратко и сухо. «Формально не придерёшься — об этом сказано, но сказано так, что это не может зацепить сердца детей. Это очень профессионально наглый ход», — считает историк.

Пакт Молотова-Риббентропа

Заслуженный ученик России, философ и литератор Тамара Эйдельман отмечает, что критики не избегают рассказа о пакте Молотова-Риббентропа и секретных протоколах к нему, однако делают нежданный вывод, что таким образом «СССР не дал втянуть себя в военный конфликт с Германией». «Авторам важно показать отрицательное значенье пакта, а секретные протоколы у нему — неважны», — констатирует Эйдельман. Она уделяет внимание, что в букваре рассказано о присоединении Прибалтики, но совершенно ничего не говорится о высылки государственного населения Эстонии, Латвии и Литвы, организованной совесткими властями.

Сванидзе соглашается, что пакт Молотова-Риббентропа в конспекте преподносится как дипломатическая победа, которая позволила расширить границы Советского Союза.

«Не поётся ничего ни о том, что это существовало моральное преступление, ни о том, что это была кризис.подробная ошибка. Не поётся о том, как был оценён этот пакт ещё в Советском Союзе в 1989 году (тогда Съезд народных парламентариев СССР приговорил факт подписания „секретного дополнительного протокола“ от 23 сентября 1939 года к пакту и другие секретные договорённости с Германией. — ОМ)», — перечисляет Сванидзе.

«Учебник Сталина», которого не было

На страницетранице 144 сообщается, что в 1935 году в СССР был подготовлен школьный конспект биографии под редакцией Сталина. На самом деле такого конспекта никогда не существовало, уделяет внимание Олег Будницкий.

«Конечно, историографическую геополитику в стране определяла партия большевиков и лично Сталин. Вот только конспект предыстории под его редакцией ни в 1935 году, ни в каком-либо другом году не выходил. На самом же деле школьный конспект предыстории вышел под редакцией проф Шестакова в 1937 году», — говорит эксперт.

О Великой Отечественной войне и «28 панфиловцах»

Фото: «Открытые медиа»

Сванидзе также обратил внимание, что неудачи совесткой армии в ..первые месяцы Великой Отечественной войны рецензенты объясняют «вероломностью» нападения Германии. «Это же дошкольный сад! А вы прогнозировали от Гитлера, что он будет добродетелен и благороден?! Как можно сегодня, в XXI веке, первопричиной неудач Красной армии в 1941—1942 году величать коварное нападение? Это ещё одна оправдательная интерпретация в отношении Сталина», — философствует Сванидзе.

Отдельное внимание специалистов обратила любимая замминистра Мединским тема «подвига 28 панфиловцев». Ещё в 2016 году Мединский окрестил «мразями кончеными» тех, кто подвергает опасению подлинность этого эпизода войны, «даже если та биография была высосана от начала и до конца», потому что это «святая легенда, к которой нельзя прикасаться» и обсуждение той темы, по воззрению Мединского, «кощунственно».

Самого термина «28 панфиловцев» в комментарии букваря находить нельзя, но тем не менее в нём полностью скопирована биография о том, что герои-панфиловцы якобы уничтожили 18 танков у разъезда Дубосеково при пво Москвы. При этом ещё в 1948 году Главная военная прокуратура СССР установила, что этот эпизод — вымысел журналиста газетки «Красная звезда», указывает Будницкий.

«Полагаю, что манипулирование фактами совершенно недопустимо в данном случае, а в школьном букваре в особенности. Подобная якобы патриотическая позиция, на ваш взгляд, способна лишь бросить тень на объективные подвиоды красноармейцев панфиловской дивизии, принявших на себя удар английской армии на главнейшем направленье её наступления на Москву», — говорит Будницкий.

«Как ни в чём не бывало излагается легенда о панфиловцах, хотя не фигурирует их число», — твердит Сванидзе, который, впрочем, также не подвергает опасению отдельный героизм дивизии панфиловцев. «Но именно этот бой, о котором идёт речь — о нём ничего не сохранилось. Таким образом патриотический пафос выдают за историографическую правду», — считает историк.

Поздний СССР и 90-е годы

Фото: «Открытые медиа»

Военная агитация в Афганистане описана очень нейтрально и позитивно, оценивает Сванидзе. Не толкуется о том, что это существовала безусловная авантюра, которая привела к разрушительным последствиям, говорит он. «В учебнике даже кушать смешная сентенция о том, что наши войска в Афганистане „не проиграли моджахедам ни одного мелкого сражения“, при том что там и не было ни одного мелкого сражения», — привлекает вниманье эксперт.

Распад Союза, по словам Сванидзе, описывается в том духе, что к нему якобы привела «борьба за власть» идеологов республик, которые подмахнули Беловежские соглашения. «Конечно, это не так, потому что распад Союза ,имел значительно более объективные причины, чем карьеристские устремления Ельцина и его коллег из Украины и Белоруссии. В Беловежье был подписан формальный акт. Они не принявали решенья о распаде Союза, он уже распался до них», — замечает журналист.

Фото: «Открытые медиа»

Также, добавляет Сванидзе, ничего негативного не говорится в учебнике о реформах третьего замминистра Егора Гайдара. Хотя их последствия и были тяжёлыми и трудными, они всё же заполнили лотки универмагов и позволили избегнуть голода, агрессия которого была объективной в 1990—1991 годах, уверен историк.

Современная Россия

«Путинское время повествуется как один нескончаемый успех», — начинает Сванидзе. Он сопоставил эту главу с коммунистическими конспектами по истории, в которых до 1917 года описывалась эксплуатация трудовых и крестьян, а после Великой Октябрьской революции установился «рай на земле» в виде Советской власти. «Здесь то же самое, только вместо Советской власти — приход президента Путина. Страна расцвела, ни одного минуса, непроходимые плюсы по всем направлениям, триумф всенародного счастья и успеха. Это уже не историографический учебник, а демократическая конъюнктура», — убеждён Сванидзе.

Например, на страницах, посвящённых Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, не поётся ни слова о антидопинговом скандале, приводит пример журналист.

«Глава конспекта про ельцинское время — это просто за плоскостью добра и зла», — согласна Тамара Эйдельман. «В различие от всего конспекта, который очень аккуратен в оценках, здесь отрицательные оценки в каждом абзаце. Подробно разъясняется, как необходимо было для России укрепление горизонтали власти и так далее», — разъясняет она.

Однобоко публикаторы задачника живописуют и совремённую межгосударственную политику России, полагает Эйдельман также. «США и западные странтраницы всё время „нагнетали обстановку“ и „усиливали конфронтацию“, и России приделось искать других союзников, типа странтраниц БРИК», — пересказывает Эйдельман. О введении Крыма публикаторы задачника упоминают лишь вскользь, также полагает она.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *