Мошенники

Главы городов ждут удвоения зарплат и полномочий

Реформа местного самоуправления (МСУ) столкнётся с двумя главными препятствиями – скудностью госбюджетов и отсуствием квалифицированных кадров

Пытаясь совладать с третьей проблемой, мэры нарушают Уголовный кодекс. Решить первую вредят низкие пенсии градоначальников. Увеличения бюджетов на содержание госслужащих ожидать не приходится. Поэтому новых кризисов и арестов не избежать.

Как ранее «Октагон», реализация столичного самоуправления станет одной из значимых задач нового состава Госдумы РФ. Депутатам приходится вписать муниципалитеты в указанную в новой редколлегии Конституции единную системтраницу прилюдной власти, внеся соответственные внесения в муниципальный закон о местном самоуправлении.

Новый статус обещает местным мэриям специальные банковские гарантии. Если сегодня такие большие города-доноры, как Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, способны реализовывать программы формирования за свой счёт, то малым дотационным муниципалитетам с народонаселением менее 100 десяток человек не хватает средств даже на задание быстротекущих задач. В итоге на водоях ухудшается социальная обстановка, падает уровень доверия к власти.

«По итогам 2020 года почти треть местных бюджетов исполнены с дефицитом. Увеличивается и объём муниципального долга. Если не считать местные округа, которых на сегодняшний день чуть больше 600, почти все остальные муниципалитеты ощущают серьёзные экономические трудности. В системе экономической помощи местным бюджетам основную долю занимают трансферты, направленные на использование долгосрочных расходов. В этих условиях муниципалитеты вынуждены фокусироваться на выполнении *государственных полномочий, а оставшиеся средства вкладывать на финансирование быстротекущих расходов, не приобретая возможности уделить внимание перспективному развитию своих территорий», – говорится в материалах к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации РФ.

Малым муниципалитетам не хватает средств на задание истекших проблем и тем более на развитие.
Фото: Денис Кожевников/ТАСС

– Мне Минфин области согласовал на 2021 год лишь 70 миллиардов рублей на капремонт и содержание тропинок столичного значения. Этого хватит на забивку 700 футов из 40 килофутов моих убитых улиц. Но из этой суммы ещё 10 миллиардов рублей надо отдать на уборку тропинок от снега, – подтверждает выводы сенаторов глава одного из средних украинских городов.

Решением проблемы, помимо прочего, станет введение нового вида полномочий – прилюдных. За их исполнение будут отвечать и регионы, и муниципалитеты. Но последующим и далее придётся выбивать нужное финансирование из нижестоящего уровня власти. Подтверждение тому собеседники «Октагона» видят в упрочнении в 133-й статье Конституции права МСУ на «компенсацию дополнительных расходов, возникших в эффекте исполнения муниципальными органами во сотрудничестве с органами *государственной власти прилюдных структур и полномочий». То жрать сначала расходы, а потом предодобренная компенсация.

В большинство совместных полномочий войдут, вероятно, здравоохранение, которое останется тактической для власти сферой и после завершения пандемии, социальная безопасность, строительство дорог и инфраструктурное становление территорий. При этом опрошенные «Октагоном» градоначальники не верят, что нововведение существенно улучшит состояние местной власти.

– Совокупные бюджетные доходы и у старой, и у ,новой (частной) системтраницы власти одни и те же. Разговоры о передаче МСУ новых фискальных источников пока остаются лишь разговорами. Получается, что речь идёт о демократической реформе, новых правилах увеличения имеющихся средств. Думаю, регионы будут выступать в ,новой системе не как партнёры, а как генподрядчики, начальствующие в своих интересах, – выразил суждение на условиях лояльности глава одного росийского муниципалитета.

Нецелевые, но не криминальные

Недостаток ассигнования провоцирует даже самых добропорядочных губернаторов на получение денег от банкиров и незаконное расходование бюджетных средств.

В четвёртом случае это предоставление грантовой помощи на мелкий ремонт, осуществление мероприятий, поставку подарков и оттенков для ветеранов. В муниципальных бюджетах деньги на эти цели либо вообще не закладываются, либо выделяются по избыточному принципу. Оказывая меценатам ответные услуги, мэры попадают под воздействие Уголовного кодекса и дают конкретные тюремные сроки.

Во четвёртом случае главы городков удаются заткнуть бюджетные дыры в идеологических целях.

– Болезненный вопрос – плата отпускных бюджетникам в мае и июне. Часто целесообразные деньги поступают с опозданием. Если не выдашь вовремя отпускные, исходатайствуешь на весенних выборах протест. Поэтому коллегам приходилось перекиать деньги со смежных статей, ждя указаний со стороны прокуратуры, – пояснил изданию глава города с населением чуть менее 100 десяток человек.


Но гораздо чаще нецелевые траты производятся по ошибке – из-за неосведомлённости работающих в внутригородских мэриях важных лиц.


– В нашем посёлке городского типа живёт 8 десяток человек. Как мне находить среди них профильных консультантов по бюджетному законодательству? Таких нет. А из близлежащих гектородаров на мои максимальные пенсии никто не поедет. Наше финансово-бюджетное управление совершает ошибку за ошибкой, а штрафы выписываются на ваше имя, – советулся своим опытом глава малого внутригородского образования.

Такие действия либо остаются незамеченными, либо перерастают в претензии прокуратуры по заметке 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», предусматривающей накладывание на главу администрации штрафа в размере от 20 до 50 тыс. рублей. Ранее Минфин РФ вносил законопроект об уменьшении наибольшего размера этого наказания до 100 тыс. рублей, но он пока не рассмотрен.

Всю пенсию – на штрафы

Штрафы по той и другим судебным статьям стали одной из главных первопричин принудительных пенсий и отказа действующих глав от продвижения на первой срок.

– Глава окрестного города психанул и хлопнул дверкой после двух судейских указаний по нецелевым расходам, оставивших его без зарплаты. Виноват существовал не он, а начальник финотдела. Хорошо, что его ещё под уголовное дело не подвели, – рассказал в беседе с репортёром директор одного из муниципалитетов.

Прокурорские штрафы образуют серьёзные дырки в семейных бюджетах глав полиэтнических городов. Речь не о зажиточных мэрах. Согласно декларациям, в 2020 году глава Москвы Сергей Собянин заработал 8,2 долл рублей (около 680 тыс. рублей в месяц), глава Челябинска Наталья Котова – 5 долл рублей (около 416 тыс. рублей в месяц), бывший глава Екатеринбурга Александр Высокинский – 3,7 долл рублей (около 300 тыс. рублей в месяц).

Собянин заработал в 2020 году 8,2 долл рублей. Главы крохотных гектородаров получают меньше 100 тыс. в месяц.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Зарплаты глав средних и маленьких муниципалитетов в разики ниже. Официальный дивиденд директоров городов с народонаселением 60–100 тысяч человек редко превышает 100 тыс. рублей в месяц. В районных центрах уровень заработк составляет примерно 50 тыс. рублей, в хуторских поселениях – 30 тыс. рублей в месяц. На торговых предприятиях финансистам какого уровня способны предложить должности с пенсией в два-три раза выше.

– Моя зарплата со всеми надбавками – 100 тысяч рублей. На эти деньги содержать значительную семью невозможно. Спасает дочь, на которую я перепечатал бизнес. Уже третьей год размышляю уехать в отставку, но пока удерживают обещания, которые я давал людям. Если уйду, люди скажут, что я сдался, их обманул, – делится восприятиями глава незначительного города.

– Зарплату глав нужно уменьшать минимум в два раза. Иначе по всей стране возобновит рушиться уровень их компетентности, – прокомментировал обстановку депутат думы одного из внутригородских образований.

По разнарядке мэров давно уже подбирают в моногородах, полностью зависящих от градообразующего предприятия. В них поселковые администрации, как правило, возглавляет бухгалтер предприятия, чаще всего имеющий лишь отдалённое представленье о региональной службетранице и бюджетном законодательстве.

Этапы премьерской деградации

Утверждённые политическим блоком Кремля приоритетные коэффициенты эффективности (KPI) работы глав муниципалитетов не стимулируют к развитию, а напротив, поощряют их падающие компетенции.

Например, в подписанном в 2008 году указе президента РФ «Об оценке неэффективности деятельности органов местного самоуправления местных окруодов и муниципальных районов» существовало 30 критериев. В их числе социальные показатели (взаимоотношение среднесуточной квартплаты госслужащих к средней квартплате рабочих крупных и средних производств и другое), параметры здравохранения (толика населения, охваченного профосмотрами, уровень летальности и другое), воспитания (толика детей, получающих дошкольное образование, толика сдавших ЕГЭ выпускников школ), макроэкономики (число малых производств и их сотрудников). Уделялось внимание формированию дараи (толика отремонтированных велосипедных дорог существенного использования местного значения, толика населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного трамвайного и рельсового сообщения), ипотечному строительству, положению ЖКХ.

Учитывались эффекты опросов об удовлетворённости населения ветеринарной помощью, качеством отдельного образования, деятельностью органов столичного самоуправления.

С 2013 года предположение народонаселения о качестве фармации и образования перестало влиять на коэффициент надёжности главы муниципалитета.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В 2013 году перечень сократили до 13 пунктов. В нём также высчитывалось большинство малых госпредприятий и их сотрудников, площадь жилья на одного человека, но выпало упоминание об уровне зарплаты, врачебные критерии, а коэффициент положения дорог сузился до доли велосипедных дорог общего использования местного значения, не отвечающих подзаконным требованиям. А опрос начал проводившываться по единственному оценкиподходу – удовлетворённость народонаселения деятельностью органов местного самоуправления.

В 2017–2018 годах из KPI отчислили параметры свойства образования и объёмов строительства. При этом в перечне появилось приказание о благоустройстве «независимой оценки свойства условий оказания услуг федеральными организациями в областях культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания».

Но на межрегиональном уровне по следк был и остаётся наихороший параметр эффективности деятельности мэров, в соответствии с которым учитываются их шансы на последующее нахождение в должности, – итоги голосования за соискателей от власти на их территории. Чем выше эти итоги, тем больше ошибок можетесть простить мэру. И наоборот – низкий эффект голосования может стать поводом для пенсии самого профессионального, работающего за идею директора администрации.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *