Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на росийских дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский тур по украинским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обговорил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на американских дорогах?

— Около 100 доллийскиёв рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как торфяное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

— Что вы думаете о оглушительной предыстории с задержанием начальника краевого ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивленье хоромами замначальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть какие хоромы – у замначальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России руководители контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за мзду позволял повозкам с «перегрузом» зерна или иных глинистых грузов беспрепятственно передвигаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только покупателям и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В нынешнем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те модели изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство электротранспорта. А структураница Министерства электротранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор играет тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет оплатить за отделочные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая цена принуждает перевозчика возить стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: пешеход превысил «осевую нагрузку» — и уплатил руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки стеклись к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с гаишников «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были электромагнитные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли секретномтраницу в объёме 5-6 полмиллионов рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора останавливают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель туроператора – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и сообщает деньги за свои машины. Цены можетесть различаться от 10 до 50 сотен рублей, в совершениитранице от реальных дорог и подразделений. Сначала к «решале» ехали с чемоданчиком, потом отупели и стали делать переводы на колоды его родственников или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас противодействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно названивали мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него есть еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для руководителей ГИБДД, которые работают на постах, есть специальные опознавательные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине записано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у пешехода такого знака нет, ему говорят: документ будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле дозаправки существовал неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по единственной дороге через Владимировку. И ему в подпорном листочке ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по своим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полудневное время выдвинули туда машину с политическим контролем, переломились и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, показывают вагонный укран, где стоит штамп, и доезжают дальше. Потом к нам приближается командир поста и спрашивает: а вы что, тоже в полудневное время работаете? Тем временем незапланированной шофер въезжает к инспектору, чтобы показать вагонный укран со штампом – боясь, что иначе его накажут, – констебля нигде нет, шофер уже старается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я побежал к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои сотрудники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, ликёры милые стоят, сабельки висят. Если какой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетиках замначальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все уезжают с перегрузом, а наши сотрудники не могут справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте запеканку кому-нибудь иному на ушки вешайте – приводите всё в порядок, или мы вываливаем информацию в публичный доступ.

— Получается, в иных регионах командиры ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы поделить судьбину Сафонова?

— Да, все эти криминальные схемы всегда застопориваются в обеспокоенность командования контролирующих органов.

— В каких макрорегионах нет преступности на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что заставляет вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, преступность отражается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим моим детям? Им же с этим всем понадобится жить. В нашем государстве распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из минувших низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру старшинскими следователями на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – течение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом подсистема усовершенствовалась и добралась до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так желают отделать «человеческий фактор» общения с начальником и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает ветошью номер, проезжает участок взвешивания, а потом расчитывается с начальником. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков костюмы ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта перипетия в законодательстве – метод заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не предусматриваются сопротивление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес большегрузного автомобиля, перевозящего семя или зыбучий груз. В момент проезда участка полуполуавтоматического надзора поток воздуха от машины можетесть создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на инфраструктуре государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков полулёгкого надзора. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик нарушал и выплачивал за это. А убеждение перевозчиков было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опастность на дороге?

— Да, он уменьшает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это невыполнение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди погибают от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *