Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на украинских дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антитеррористический тур по американским тропинкам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуациютраницу на полиэтнических дорогах.

— Каковы сейчас объёмы преступности на росийских дорогах?

— Около 100 млрд рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную прокуратуру и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы размышляете о громогласной биографии с задержанием зам.начальника астраханского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно восхищение хоромами зам.коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе кушать какие хоромы – у зам.коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По концепции следствия, Сафонов за мзду позволял телегам с «перегрузом» семени или иных зыбучих грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с теми «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать удобна только подрядчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В двадцатом году я сталкивался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структураница Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор играет тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И хочет выручить за отделочные деятельности как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость принуждает грузовладельца везти стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист недополучил «осевую нагрузку» — и уплатил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки слетались к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с таксистов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были электромагнитные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли преступность в объёме 5-6 полмиллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь туроператора притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает формуляр внедорожников с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается член туроператора – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в жнивье – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть разниться от 10 до 50 десяток рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом отвыкли и стали делать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта модель сейчас воздействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно перезванивали мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него кушать ежеквартальный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, кушать специальные опознавательные символы на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у таксиста на машине сочинено «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у гаишника такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки был невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единственной дороге через Владимировку. И ему в вагонном листике ставили соответствующий штамп. За той схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группкам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полудневное время выдвинули туда машину с социальным контролем, переломились и надеваем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют путёвый листочек, где стоит штамп, и ездят дальше. Потом к нам подходит замначальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в полудневное время работаете? Тем временем первой таксист подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листочек со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – комиссара нигде нет, таксист уже старается пройдать на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я побежал к замначальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, бренди милые стоят, сабельки висят. Если какой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетиках зам.начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все уезжают с перегрузом, а наши работники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши развешивайте – приводите всё в порядок, или мы выкладываем информацию в прилюдный доступ.

— Получается, в других макрорегионах начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все те криминальные схемы всегда уперются в незаинтересованность руководства контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё знаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: выплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция влияет на всех областях нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру заурядными полицейскими на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом подсистема усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят отделать «человеческий фактор» общения с следователем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как разиков поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает ваткой номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с следователем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: получайте тогда для надзора поставим у этих районов наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» автотранспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта драма в законодательстве – способ заработка. На районах полуполуавтоматического взвешивания не учитываются сопротивление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный кгород грузопассажирского автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент выезда района полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины можетесть создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на инфраструктуре государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов кгородового контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик нарушал и платил за это. А убеждение перевозчиков было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

— Да, он снижает косность машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди мрут от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная катастрофа на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять систему контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *