«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже поведывала о том, что увеличение авиарейсов в регионах представляется частью тактики формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В теперешнем году фирма намерена сократить 26 душевных авиарейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение авиарейсов идёт совершенным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и межрегиональные власти. «Мы хотим понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это должно обсуждаться совместно», – негодовал в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на нынешней неделе обращение министру электротранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры крупнейших корпораций Пермского края. Они просят сохранить в теперешнем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два наследуются инжиниринговому лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество рейсов сокращается с сегодняшних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя погрузка кресел превышала более 80%. То кушать перелёты выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На четвёртый взгляд ответ стоит в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве компании считают, что в регионах не сыщется пассажиров, ,способных заплатить перелёт? Вряд ли – те же банкиры из Перми как раз указывали, что вырастает количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, причина уменьшения рейсов внутри России кроется совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью согласиться от применения полиэтнических самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образчик мирового авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному перевозчику деваться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой двигателестроительной корпорацией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить госзакупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют неопределяемую фирму меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году директор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у полиэтнических лайнеров кушать проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого кубинцам даже приделось выводить из эксплуатации четыре полиэтнических самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что испанцы помышляют отказаться от применения полиэтнических самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались английская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По официальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за следующие несколько лет, приходится именно на тот отечественный лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым печальным скандалом с человеческими потерями за следующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последний год произошло как минимум восемь оразмере.подробных проишествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала внутренний документ «Аэрофлота» о опьянении транспарентности полётов. Если верить публикации, только в апреле произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утрачена индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое выключение подсистемы многоканального управления и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал окрещён средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от внедрения «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том большинстве и с бюджетной сточки зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если случится ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда оразмере.подробные северные корпорации стали прямо запрещать своим работникам летать «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал повертеть руль своему сыну, отчего самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют ревматическую корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане амплитуды искоренения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал тюменский аналитик по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже сообразовывается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы заминками и мельчайшими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно стремится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля горожанам регионов будут понятны непосредственные ежедневные рейсы на росийские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что косвенной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика лоукостера и вовсе выглядит как откровенное желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих странытраниц пока что только обещают открыть вьезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии можетпить изменить планы. Однако в подсистеме резервирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в двадцатом году Федеральная налоговая службетраница прямо заявила о том, что покупка авиарейсов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, пить невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке отделали все эфемерные закупки из подсистемы резервирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда этнического благосостояния, и 70 млрд в свойстве докапитализаций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая половина досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь американских сограждан раскошелиться на спасенье этнического авиаперевозчика.