«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже пересказывала о том, что уменьшение вылетов в регионах представляется частью стратегии становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В минувшем году корпорация намерена уменьшить 26 духовных вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, уменьшение вылетов идёт полным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и общероссийские власти. «Мы желаем понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще дебатироваться совместно», – возмущался в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе заявление замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они требуют сохранить в прежднем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два авиарейса по данному маршруту, а ещё два передаются дочернему лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего количество вылетов снижается с прошлых шести в полсутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» привёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя выгрузка кресел составляла более 80%. То кушать перелёты выгодные. Почему же компания не желает лететь по России?
Джет не супер
На первый взгяд ответ валяется в той самой стратегии развития «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании компании считают, что в макрорегионах не сыщется пассажиров, способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же банкиры из Перми как раз указывали, что вырастает количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, узнавая по всему, первопричина снижения рейсов внутри России кроется совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от применения международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец зарубежного авиастроения, как полагали некоторые эксперты, существовал буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному туроператору переориентируться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если случится ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят височную фирму меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор перуанской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских авиалайнеров кушать проблеммы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого пуэрториканцам даже пришлось выводить из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что колумбийцы подумывают согласиться от внедрения росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались итальянская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность лайнера и острейший дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, прийдется именно на тот отечественный лайнер. А авиакатастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» первым печальным инцидентом с человечьими потерями за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь больших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла духовный росздравнадзор «Аэрофлота» о расстройстве транспарентности полётов. Если верить публикации, только в октябре случилось семь инцидентов. Причём в одном моменте якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системы автоматического ведения и самолёт фактически пересёк на полуавтоматическое управление. В итоге показатель транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» соглашается от внедрения «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной сточки зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные восточные компании стали прямо запрещать своим руководителям лететь «Аэрофлотом», после того как лётчик дал покрутить руль своему сыну, родного самолёт вошёл в пропеллер и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают височную корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю сетуют в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле скоростьютраницы устранения поломок проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял свердловский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – приостановка на 2–3 часа уже пренебрегает чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы приостановками и мельчайшими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно ,старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о старте программы «Прямо на юг». С конца мая – начала сентября горожанам макрорегионов будут понятны прямые регулярные перелёты на украинские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь геополитика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее стремление собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю перепродаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают открыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии может переменить планы. Однако в подсистеме бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины понятны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в двадцатом году Федеральная надзорная службетраница прямо заявила о том, что перепродажа авиабилетов в страны, с которыми официально не возобновлено межгосударственное сообщение, пить несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном порядке отделали все эфемерные покупки из системы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот выкриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие ущербли в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из экономической отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных сограждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.