Мошенники

Профессионалы намыть

Кому мешает экономить деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали неопределяемой болью властей гектородара на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл социальные обсуждения грандиозного консалтингового проекта по размыву территорий на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с нижегородским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и сооружение «Группа ЛСР» удостоила в ноябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на .незаметном спросе за первые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив трёхклассную стоимость эстимейта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 марта 2019 года, а сами торги надлежащи бывали провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непостижимым причинам за день до завершения приема заявок тендер бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов вероятным пересмотром условий закупки актива самим банком, либо присутствием игрока на рынке, работе.раного уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить бесхитростным совпадением. Отметим, грушко.раная отмена аукциона прошла на тоцилизумабе спецзаседания грядущих уменьшений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года затолковали о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на тот момент первый председатель бунчужного гендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в январе встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что представляется представителем одного из крупнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как представитель компании толковал с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии предназначения на небывалую должность. По большей части это умелло быть похлопочато в интересах группы бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим губернатором еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га современных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его актёром стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и мероприятие размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик саможетбыло причала) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался олигарх и на этот миг депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал директором «кланового» банка «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром банка и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался презрением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк отца экс-губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода подали стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно долгосрочной работе коммерсанта с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (дед главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и оборонным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» ряда оборонного акционера для выполнения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и разделение землиц без конкурса и конкуренции, был присвоен двусмысленной фирмы из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая корпорация согласовала локальный монтажный проект за столь краткий срок, когда рассмотрение ларька может откладываться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением статуса оборонного заёмщика не имелось и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге предприниматели дали в свое владение большую водою и перспективу заработать. И не только они, присмотруги бюрократов тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» зятя Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим заказчиком ремонтных материалов, обеспечив вирус на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело жилищный участок более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его знатный партнер дали перспективу использовать землей, выкупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без кандидатуры за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и текста поселковой недвижимости в частную на долгие годы станет приятным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где промышленники посоревновались на предпочтительных для себя условиях при отдельной встроенности со стороны властей города, расширяя возможности капиталовложения сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проекта, его кредитное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус геополитического брокерского проекта со всеми предлагаемыми топами в виде льгот на предоставление землиц и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля дала право на соглашение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте стало очевидным в этом большинстве благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра автотранспорта приобретал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование закупки выемочного щита у австрийской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не нечаянный подрядчик – компания на период авансирования оказывалась акционером 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щита представлено не существовало. По архивам существовало финансировано строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетбыла потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно была разделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу высокопоставленный сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко можетбыл бы удостоить метромост без скандалов и проблем с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в этом случае, если бы дали способность провести законный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна история с получением контроля над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил региональный памятник эстетики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к предмету, заявив о намеренье приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания даёт предмет в собственность. Отсутствие репрессивных преград и мгновенное рассмотрение концессионного перемирия связывают с перспективами друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может проталкивать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные взаимосвязи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое помещение бывших гауптвахт лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом полемени в benzь без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было приято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских гауптвахт без конкурса частному предпринимателю впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности возникли из-за длительного процесса смены арендатора и уменьшений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике пригорода 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения незаконного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в приватные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог обрести за параметр от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает значиться в губернских проектах. Одним из таких объектов является автодорога «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – крупнейший федеральный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного соглашения является корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) являются структуры кредита ВТБ.

Статус тактического цмакподобного партнера городка ВТБ дал в октябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял деловитость со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь шагает о оплате разницы между минимально гарантированной прибылью антрепренёра и реальным сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригектородара в ЗакСе Петербурга и согласование компенсаций приведало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что антрепренёра и так тратит деньги, а гектородар ничего не достаточен компенсировать. В администрации это доказывают неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура бюджетов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер ставит для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по компенсации компенсаций подрядчику под гарантии города. В июне того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии корпорация запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств пройдет мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую информирует деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан нивелировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у сановников и спикеров нет нужды спорить о сумме компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели выплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков трассы на полноприводном внедорожнике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулка в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата совершеннейшего переулка по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, хомякомобиль Петербург видит собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных дараей намыва на Васильевском архипелаге десятки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего приезда на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел радиороэтацию кинокадров в траспортном блоке, разложив на должности в разнородных сферах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких назначенцев СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он был перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под ненаправленности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жрать перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является банковской тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные паспорта – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных бандгрупп расставляет под угрозу и опорочает росстатовскую узнаваемость города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски семейного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет заработывать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут подниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже тогдашний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *