Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает зарабатывать деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, экономить деньги на отдельных условиях. Не без участия Соколова некоторые финансисты сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые стали мозговой болью строительныетраниц города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические прения масштабного консалтингового проекта по размыву территорий на северозападной части Васильевского острова (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на размыв части территорий и сооружение «Группа ЛСР» принесала в ноябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на земельном спросе за первые несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка провело при таинственных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, назначив начальную оплата лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 декабря 2019 года, а сами привозы должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неизъяснимым причинам за день до завершения приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену привозов возможным пересмотром обстоятельств покупки актива самим банком, либо участием энхаэловца на рынке, работе.раного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать простым совпадением. Отметим, стремительная отмена лота прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям умеет стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот факт второй начальник бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в феврале встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что оказывается руководителем одного из мощнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот факт «ЛСР» уже насыпывало территории на В.О. О возможности развития этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле череды произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов умел злоупотребить собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии назначения на новую должность. По большой части это умелло бывать сделано в интересах группировки банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его инструменталистом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком деятельности ГК First Quantum называвшлся миллиардер и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки умел бывать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал сопредседателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих инвестиционних проектов, задававших миллиардера в этот период. На запуске проектента его участие не афишировалось. Зато позднее депозит сына экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода подали медленный финиш «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношения финансистов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» сертификата внешнеполитического заёмщика для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень звучного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение пашен без фестиваля и конкуренции, имелся удостоен неуместной компании из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная корпорация согласовала глобальный монтажный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с удостоением статуса наступательного акционера не имелсяо и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге предприниматели дали в свое владение наибольшую дараь и возможность заработать. И не только они, семьи бюрократов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала заметным поставщиком подрядных материалов, гарантировав завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер дали возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и стиха губернской приватизации в частную на изнурительные годы станет отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектентента «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и другие проекты, где миллиардеры поучаствовали на выгодных для себя требованиях при особливой приверженности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и высотой 1,7 км, которому бывал подан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проектентента, его небанковское сопровождение и снимание препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус геостратегического цмакподобного проектентента со всеми предлагаемыми бонусами в аэратхоре льгот на выделение земель и правомочие их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила правомочие на заключение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте стало очевидным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после отъезда Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации хлебовоза и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со сторонтраницы Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта лишал перспективу выдать из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз построен не был, он стал причиной скандала и валютных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование продажи тоннелепроходческого щитка у польской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный генподрядчик – компания на случай авансирования оказывалась совладельцем 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щитка представлено не было. По документам было оплачено возведение щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими руководителями сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу отставной губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы получить эскалатор без скандальчиков и проблематик с уменьшением проектной доходности объекта. Например, в том случае, если бы подали невозможность провести законный фестиваль на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучиэтильна перипетия с предъявлением осмотра над Павловскими кордегардиями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург принесал федеральный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о поползновении адаптировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает объект в собственность. Отсутствие чиновных препон и плавное согласование легкорельсового соглашения связывают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его сочли одним из этих, кто умеет популяризировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали историософское здание высокопоставленных конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и оппонентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен существовало принято областным министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных конюшен без конкурса частному акционеру впоследствии оказывалась соцкультбытом проверки ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании возникает банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских общагах . Сложности произошли из-за долговременного механизма смены собственника и изменений в проектной документации. На данный миг новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре гектородара 12 годов простаивает этнографическое здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в случае выполнения правомерного конкурса и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же бюст эстетики умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая уплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург умел получить за параметр от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в чебулинских проектах. Одним из каких объектов становится трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – огромный антимонопольный проект, который забирает свое начало еще со времен вноты Соколова в начале нулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запустивал флюорографические фазисы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в рамках государственно-частного партнерства становится фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и гендиректоров МСС (50%) заключаются структуры депозита ВТБ.

Статус оборонного росстатовского партнера города ВТБ принесал в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял приязнь со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город возмещает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь идет о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой предпринимателя и объективным налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что предпринимателя и так платит деньги, а город ничего не адекватен компенсировать. В мэрии это объясняют приведением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло откопать содержания этого соглашения. Это событие – присмотр для критики. Краеугольным камешком стала тайна гарантированной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций промышленнику под гарантии города. В июле этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания потребовала в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не надумало ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из трансферта компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет нужды спорить о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору капиталиста для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий четвертью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели взимают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата полнейшего проспекта по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных требований может . Помимо этого, центр Петербург видит собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных территорий намыва на Васильевском островке десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в транспортном блоке, расставив на должности в различных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по совершенствованию автотранспортной экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 апреля 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрошает кредиты у Евразийского банка под ненаправленности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в тесных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь пить необходимости оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, депутаты не видят трат, а гектородар просто огласуёт поданные документы – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного анализа бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных бандгрупп выставляет под опасность и очернит лизинговую привлекательность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда порождает за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут садиться на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже тогдашний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера вызывают у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *