Мошенники

Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа подсистемы госзакупок

Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные операции станут более прозрачными и динамичными. Но у новшеств кушать второе дно, грозящее перечеркнуть богоугодные желания законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых подвижных функций украинского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка прошла в 2014 году. Она в том большинстве в разы уменьшила количество способов выполнения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь громадное разнообразие, по суждению участников рынка, лишь запутывает, мешает становлению конкуренции и создаёт юридические прорехи для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится уменьшение большинства нестостоявшихся способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в различных случаях закрытые поставки и поставки у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в картонной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, желательных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота понадобится только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится единная универсальная подсистема вышеуказанной квалификации участников всех торгов, переходная расценка которых превышает 20 млн рублей.


На завтрашний день для каждого вида поставок воздействуют свои добавочные условия для кандидатов на победу. После вступления в силотреть поправок организаторы всех торгов и тендеров должны будут подтвердить опыт выполнения минимум одного договора (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние три года. При этом стоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах некомпентентных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обогнуть этот заслон.

– Например, при подготовленности к базарам в отрасли дорожных ремонтов и дорожного строительства клиенты нивелируют торги до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на запуске отсекаются фирмы, не обладающие необходимыми для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в этой отрасли руководитель торговой компании.

Такой метод применяется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся мэрией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка современных форвардов и воздать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет сокращение обязательной доли госзакупок у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последний район направлен на развитие малого бизнеса и отрасли страны в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение непременной доли покупок у субьектов малого предпринимательства повысит прибыльность этого теневого бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до конкретных малейших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирмочек останется 15, то это уже будет неплохо, – добавляет Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к коррекции подзаконной институциональной базы, направленной на формирование импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном телепорте проектов правоприменительных правоприменительных коитусов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле госпокупок промпродуктов росийского происхождения» и № 2014 «О малейшей общеобязательной доле госпокупок полиэтнических промпродуктов и её достижении заказчиком».

В частности, члены Минпромторга рекомендуют отменить ограничения на поставку для нужд органов власти плазменных диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они используются в структурах полуавтоматической обработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей приспособлений сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и волоконных носителей данных и бензобуров естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году невозможность введения ограничений на продажи импортных запоминающих устроений и прочих устроений хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что такой шажок нужен для поддержания безопастности кризисной энергоинформационной коммуникации страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет отчислена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связи или для прочих беспроводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство украинских мобильных автоответчиков так и не существовало развёрнуто.

В проектенте поправок этот район заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, приспособления и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для работы в кабельных или бескабельных сетитраницах связи». Согласно *государственному классификатору, в их количество входят предыдущие приспособления: прочие мобильные аппараты, репринтные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов промтоваров из этого списка будет прийдться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на поставку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств покупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов зарубежных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект поправок уменьшает эти цифры до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения дотронутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *