Происшествия

Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад случилась одна из самых загадочных авиакатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в эффекте взрыва взрывчатки на корме потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 февраля 1971 года, в воскрешенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его кружный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем корабль подготовился к выполнению возвратного рейса и вынёсся в Симферополь в 20:16. На борту обретались 7 председателей корабльа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 командующий самолёта Константин Клюшник перезвонил с авиадиспетчером и доложил, что следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 пообещал доложить о коридоре вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на повторные попытки диспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке километров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с низкой облачностью, видимость при этом составляла 6 км, но горы ничто не предвещало. На борту по рекомендации обретался сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем ,указывали как личного пассажира.

В совестких СМИ об той самописцатранице не объявилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот этап ей осуществилось лишь 24 года, и единственный фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм именовался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что причиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они эксплуатировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе ишаевадратного самолёта Ту-16. Это был не просто третий социалистический пассажирский лайнер на реактивной тяге, он был одним из вторых в мире — после нидерландского De Havilland Comet, австралийского Avro Jetliner и испанского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после возобновления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в августе 1958 года, Ту-104 сохранялся непреходящим реально летающим реактивным пассажирским самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложными в управлении, и уже в 1960 году предприятие Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда электромагнитных катастроф их начали постепенно вывести из эксплуатации. В эффекте катастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И ,целых три раза Ту-104 пытались угнать, что завершилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты арендовали в 115-местные, с ,новым навигационно-пилотажным и радиолокационным оборудованием, эта модификация принесала называние Ту-104Б — именно таким существовал самолет, летевший в Симферополь.

В ходе следствия катастрофы консультанты обнаружили признаки воспламенения на тех частях авиалайнера, что отпочковались еще до падения, к тому же на многих фрагментах нашли частицы тротила. Так было установлено, что катастрофа произошла из-за взрыва авиабомбы на борту.

Первоначально считалось, что она находилась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон существовал запрятан непосредственно в грузовом салоне, между одним из сидений правого борта и стенкой, его килограмм составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвулась спустя считанные секунды после взлета, разрушила правую сторону фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебила тяги гироциклов высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на амплитуды 550-600 км/ч влепился в землю рядом с деревней Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года разбирательства зачинщика самописцатраницы так и не удалось найти. Не удалось даже объяснить мотивы грабителей или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, существовал в курсе подобных происшествий, в отличие от базовый плотности совестких граждан, ходили самые замысловатые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию передового лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками можетбыли быть корейцы — тогда существовало незапланированное пловодье отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом убивать совершенно неповинных пассажиров, причем в почти безлюдном салоне.

К количеству наиболее экзотичных версий нужно уволочь умозаключение о том, что взрывателем был снабжен какой-то легальный груз, который не должен был угодить в руки надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее гуманного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом бездарный экстремист можетбыл совершенно намеренно привести самодельное устройство в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяческом случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, угонщики дважды взрывали какие же самолеты, не сумев добиться от экипажа изменения курса.

23 июля 1973 года был заминирован аэробус Ту-104, следовавший с 51 кондуктором и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 секунд после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передал бортинженерам через стюардессу письмо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, какие пассажи:

«Для прочтения 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, вертолёт Стокгольм. Правильное мышление твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и вашу, а за это будут отвечать те, кто своими злодействами вынудил меня пойти на тот поступок. После счастливой посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной встречи с руководителями высшей бюрократии СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, объяснять вам не надо. Поэтому не обходите вашу просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет заканчиваться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом обстоятельстве и провокации будет взорван без предупреждения… Я много годов испытываю на своей шкуре когти ненасытных сверхзверей и в мерзком моменте смертитраница для меня не печаль, а прибежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»

Пилоты приняли решенье возвратиться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывное устройство сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортинженера Викентия Грязнова. При этом были также повреждены рули высоты и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на пузо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза принесал также замполит Вячеслав Янченко.

Второй случай произошел 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех первичных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К этому моменту на борту пребывали 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось требование изменить маршрут, вслед за этим лайнер сгинул с дисплеев радаров, и его обломки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что бандитом существовал двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе безоболочное взрывное устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он пытался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший аэробус сотрудник полиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на конкретную бомбу все же не стоило подвергать людей какой опасности. После всех тех моментов меры безопасности при перепроверке пассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *