Представители кредиторов компаний, связанных с зампредом Законодательного собрания Челябинской области Юрием Карликановым, требуют принятия обеспечительных мер в отношении личного имущества политика и группы аффилированных с ним лиц. По мнению юристов, только такой сценарий развития событий способен остановить вывод активов из-под угрозы взыскания и удовлетворить исковые требования на сумму около 900 миллионов рублей. В противном случае, как указывают представители конкурсного управляющего одного из участников процесса – ООО «Регионснабсбыт», – получить реальные денежные средства будет практически невозможно. В пользу этой позиции свидетельствует судебная практика – менее 3% кредиторов успешно выбивают деньги из должников. Своей целью оппоненты группы Карликанова избрали также активы, ранее переброшенные на предприятия, непосредственно контролируемые дочерью вице-спикера Челябинского ЗакСО Юлией Александровой – ООО «Нерудтехнологии» и ООО «Нерудпром».
Сегодня, 21 сентября, в Арбитражном суде Челябинской области состоялось заседание, в ходе которого представители кредиторов компаний, подконтрольных семье вице-спикера Заксобрания Челябинской области Юрия Карликанова, потребовали принять обеспечительные меры в виде наложения ареста на имущество предприятий, а также на личное имущество группы физлиц, связанных с политиком.
Среди лиц, к которым, по мнению представителей кредиторов, могут быть применены обеспечительные меры и взыскана сумма порядка 500 млн рублей, помимо самого Юрия Карликанова, значатся члены его семьи – супруга Татьяна Карликанова, сын Денис Карликанов и дочь Юлия Александрова, а также руководители подконтрольных компаний Игорь Плотников и дочь министра сельского хозяйства Челябинской области Мария Таукаева. Все они привлекаются к субсидиарной ответственности в рамках банкротства «Регионснабсбыта». Именно на их имущество, а также имущество Лилии Мирзаяновой, кого юристы называют «одной из основных реализаторов стратегии по выводу активов», и должен быть обращен арест. К слову, в отношении последней уже подано заявление о возбуждении уголовного дела.
«Если сейчас не принять обеспечительные меры в отношении имущества лиц группы Карликанова, однозначно будут предприняты меры по выводу активов из-под взыскания, и огромная работа, проводимая в течение года конкурсным управляющим (Валерием Стародумовым. – Прим. ред.), будет полностью обесценена. Да, мы можем добиться решения суда, согласно которому Карликанова и других бенефициаров группы привлекут к субсидиарной ответственности, но реального удовлетворения требований кредиторов не произойдет. На текущий момент очень много требований по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц удовлетворяется судами, но реальные деньги удается получить менее чем трем процентам кредиторов. И связано это только с тем, что активы не были своевременно арестованы, соответственно, и не были обеспечены требования о субсидиарной ответственности», – пояснил свою позицию представитель антикризисного менеджера, управляющий партнер адвокатского бюро «ЛЕ-АРМ» Евгений Чуркин.
Кроме того, по мнению конкурсного управляющего, под арест должны подпасть активы, ранее выведенные на компании «Нерудтехнологии» и «Нерудпром». Учредителем этих обществ, согласно данным ЕГРЮЛ, является Юлия Александрова. В «Нерудпроме» она же числится генеральном директором. В «Нерудтехнологиях» директорское кресло занимает Игорь Плотников. При этом официальная численность сотрудников в каждом из них – 1 человек. Тем не менее, именно на этих фирмах, по оценкам Евгения Чуркина, сейчас сконцентрирована основная часть активов группы Карликанова. В их число входит около 110 объектов недвижимости и дробильно-сортировочный комплекс стоимостью более 180 млн рублей, по всей видимости, нелегально проданный в рамках исполнительного производства ПКО «ЧелСИ» компании «Нерудтехнологии».
Дополнительным аргументом в пользу своей позиции адвокат Евгений Чуркин называет схему, активно применяемую группой Карликанова при «распылении» своих активов. Она позволяет в дальнейшем, даже в случае возникновения «непредвиденных ситуаций», максимально затруднить реализацию объектов.
«Мы уверены, что такая позиция позволит быстрее рассмотреть наше заявление о субсидиарной ответственности, и это будет эффективно. Если присмотреться внимательнее, почему только сам Карликанов покупает все свои активы? Все оттого, что бизнес устроен так, что права на активы разбросаны по разным компаниям: земля – на одной, объект – на другой, права на активы – на третьей. И все они подконтрольны Карликанову. Никому из сторонних покупателей приобретать что-то отдельно и оказаться в анклаве не интересно: инфраструктура не подключена, земли для использования объектов нет, и так далее. Поэтому действовать нужно только одним способом – арестовать все, что есть, и продавать единым комплексом в рамках больших торгов. Тогда появится масса покупателей, и будет возможность удовлетворить интересы кредиторов», – полагает юрист.
При этом его позицию разделяют и другие кредиторы компаний Карликанова. Специалисты указывают в качестве оснований для наложения ареста на имущество тот факт, что само заявление о привлечении группы лиц к субсидиарной ответственности вызвано ведением бизнеса на протяжении несколько лет практически исключительно в форме вывода активов. Одним из примеров стала продажа комплекса «Челябинск-Сити» подконтрольной Юрию Карликанову и его дочери Юлии Александровой фирме Interrocks Ventures Limited, зарегистрированной на Кипре? приблизительно за 800 млн рублей при рыночной стоимости более чем в миллиард. Еще одним примером деятельности стала передача прав на 6 объектов недвижимости на территории Новосмолинского карьера за 24,5 млн рублей непосредственно перед банкротством «Регионснабсбыта».
«Деньги от продажи объектов в конкурсную массу не поступили. Более того, как только конкурсным управляющим было подано заявление о недействительности данной сделки, через пять дней после принятия заявления объекты были переброшены с общества «Регионинвест» на «Капиталинвестстрой», который также принадлежит господину Карликанову. Сделка оспорена и признана недействительной, но объекты до сих пор не находятся под контролем кредиторов», – аргументирует собеседник издания в юридическом сообществе.
Как и следовало ожидать, позиция ответчика кардинально разнится с требованиями кредиторов. По мнению его представителя Андрея Семенова, иски не могут быть удовлетворены судом.
«Имея требования к учредителю, представитель управляющего просит ограничить в сделках общество. В силу прямого указания закона об обществах с ограниченной ответственностью, общество не отвечает по долгам учредителей, а те, в свою очередь, не отвечают по долгам общества. А представитель управляющего пытается данную презумпцию обойти. Не может быть ограничено общество в распоряжении собственным имуществом в силу того, что есть некие денежные притязания к ее участнику. Поэтому в этой части заявление не может быть удовлетворено», – сообщил Андрей Семенов.
Кроме того, представитель ответчика отметил в суде, что примеры с продажей имущества ЧелСИ и «Регионснабсбыта» не могут свидетельствовать о намерениях фигурирующих в процессе лиц совершить сделки по отчуждению имущества. Это намерения исключительно самого юрлица, к которому никаких исковых заявлений не предъявлено, а не его управленцев. Однако Евгений Чуркин заметил, что 100-процентный собственник «Нерудтехнологий» и «Нерудпрома» Юлия Александрова, как и наемный директор Плотников, по сути, являются исполнителями указаний Юрия Карликанова, и в данном случае ссылки на концепцию юрлица можно рассматривать как злоупотребление правом.
В ходе сегодняшнего заседания представители кредиторов привели новые факты попыток вывести имущество из-под возможных санкций. При этом, как рассказал агентству Евгений Чуркин, были применены неординарные для Челябинска методики ведения процесса.
«Мы представили новые доказательства в поддержку своей позиции, свидетельствующие о том, что вся деятельность группы направлена на вывод имущества. К примеру, в январе этого года Денис Карликанов переписал свою личную недвижимость – дом, земельный участок, подземную парковку – на гражданскую супругу. Себе оставил только квартиру. Еще один момент – сомнительные сделки с производственными помещениями на Новосмолинском карьере. Вся эта карусель закончится, полагаю, только после ареста активов у всех связанных компаний и личного имущества фигурирующих в деле лиц. Тем более, сейчас они переводятся на недавно образованные компании, что еще более затрудняет работу. Здесь мы применяем новую для нашего суда методику – так называемое прокалывание корпоративной вуали», – говорит Евгений Чуркин.
Однако по итогам сегодняшнего заседания решение об аресте вынесено не было. После того, как стороны окончательно обозначили свои позиции, судья объявила перерыв. По расчетам Евгения Чуркина, решение будет озвучено на следующей встрече в суде 24 сентября.