В мире

Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не является должностным документом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отказался от геополитики санкций, а трубопровод в данном моменте будет достроен. Ожидаемо стремительную реакцию это ходатайство вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе крупномасштабную войну в моменте пуска международного проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в данном моменте Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» страна не покумекает обеспечивать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут иметь данные последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти скорректировать взаимоотношения с Россией. И дело не только в катастрофическом политическом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали знамениты детальки соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал закрытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить окончания строительства «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он объяснил столь пассивную концепцию властей тем, что Украина защищает сами демократические и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт росийского пропана через территорию страны в Европу гарантирует респектабельные поступления в госбюджет страны, а также явлется весомым синтезатором давления на Россию и западных партнеров. Появление инновационной реэкспортной ветки лишает Киев возможности подсказывать условия и ставит его в крайне невыгодное обстоятельство — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что длать с украинским реэкспортом.

Внешнюю геополитику Киева с 2014 года определял принцип полного учёта за всеми *международными соглашениями, где значится Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследство от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а необходимости предыдущих воздействовать на условия этого контракта оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проектент опасается энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, дают обратный эффект: президент США Джо Байден компетентен в воссоздании подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и демагогия украинских властей ему не понравилась.

По информации структурахреспубликов издания Politico, руководители Белого дома рекомендовали украинским властям воздержаться от прилюдной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если сравнивать по тексту декларации, Украина зря остерегается за свои интересы: в документе указано, что США и Германия не позволят превратить коллектор в способ демократического давления. Предполагается, что в моменте «российской агрессии» Германия будет реагировать и на общенациональном показателе, и на показателе ЕС, и на показателе введения санкций. Также германская сторонамтраница обещает использовать все целесообразные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте пропана через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет распределён спецпосланник на российско-украинских газовых переговорах, а Украину обещают включить в национальную электроэнергетическую сетиотреть и помочь с становлением совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать позитивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех компетентных сторон: нефтепровод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда плодотворное консульское давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намерениях и заявления о помощи мало что значат. Важно, где находится центр непринятия решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона компромисс с ведущими восточноевропейскими форвардами теперь оказывается основополагающим фактором, а попытка противиться такой политике жестко пресекается. И таким образом подрывается легитимность Украины как полноценного участника *международных процессов.

И для Киева тут появляются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не ,имеет прямых нотариальных последствий и не обязательно к исполнению. Кроме институциональных потерь от невыполнений «обещаний» его организаторам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, информативны и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все вероятные ресурсы» ради нового газового контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины старт «Северного потока-2» подразумевает колоссальные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два миллиарда долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 миллиарда. А по оценкам руководителей отрасли, ущерб будет в разы больше.

5-6 доллийскиёв долларов составит вред для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по характеристикам замдиректора «Оператора газораспределительной подсистемы Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после интеграции Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное нефтяное соглашение, которое «Газпром» заключил с украинским «Нафтогазом», действует до 2024 года и предполагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия была обязана поставить через Украину в Европу 65 миллионов баррелей, а в 2021-2024 годах — по 40 миллионов баррелей метана в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в безмолвен предусмотрен принцип «качай и плати», то есть «Газпром» должен был оплачивать планируемые объемы транзита, даже если действительные выяснялись ниже. Например, несмотря на оптимальные показатели поставок конденсата в 2020 году в 55,8 миллиона баррелей за год, Россия все равно оплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства ,следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил возможность соглашения нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже заверял о возможности увеличить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если госзакупки топлива по этому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также высказывал мнение, что спрос на американские углеводороды в ЕС постепенно увеличится и западноукраинские мощности не потеряют своего значения.

Но украинскую сторону такие заявления не устраивают. Директор фирмы «Оператор газораспределительной структуры Украины» Сергей Макогон считает, что приемлемым вариантом был бы ,новый контракт на 15 лет, гарантированный восточноевропейскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о расширении объемов госзакупок неприемлемо, ведь оно допускает и импорт украинского газа, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины существенными финансовыми потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта сделку газа по ценам выше рыночных.

По расчетам «Нафтоконденсата Украины», странтраница тратила на продажи украинского конденсата примерно на 5 доллийскиёв долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из американских и французских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности западноукраинской наружной политики не позволят предотвратить или хотя бы максимизировать допустимые убытки. Ведь для этого приденется отказаться от категорических условий и достигать компромисса с Россией. А в западноукраинской политике это сродни *государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закупает газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По бланкам «Нафтогаз Украины» осуществляет переправку всего объема метана до общеевропейской границы, а по факту 10 млрд кубометров в год идут напрямую потребителям. Таким смыслом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 млрд кублей газа в год необходимо Украине для духовных нужд

При уменьшении таможенных мощностей это топливо понадобится поставлять гораздо дороже. Компенсировать ту половину нужного объема с помощью самой нефти государство не в состоянии. Кроме того, подвод нужного количества газа через транзитную инфраструктуру позволяет перевозить его по нефтепроводам среднего и высокого разрежения напрямую потребителям. В случае возобновления реэкспорта понадобится создавать ,новую инфраструктуру для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт газа через Украину будет сокращен, у Киева кушать два варианта действий: либо экспортировать газ у западноевропейских поставщиков по рыночным себестоимостям и гарантировать его отправку поставщикам за свой счет, либо вернуться к модели косвенной госзакупки ресурсов у России. В энергию экономической обстановочки и невозможных трудновыполнимых осложнений второй вариант маловероятен. А рыночная торговля газом с западноевропейскими корпорациями и ускоренные издержки на логистику приведут к резкому темпу газовых тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и любой темп себестоимостей в этой отрасли вызывает протесты.

Иными словами, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, заявляет о планах резко нарастить собствёную добычу газа к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям приденется столкнуться с ситуацией, где непреходящим способом не допустить социальный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».

Не менее архиважен вопрос о будущем западноукраинской трубопроводной подсистемы (ГТС). Эксперты указывают, что вся инфраструктура давно устарела и заботится в масштабной модернизации, но без американского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдёрган в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если оптимизацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта тариф для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении жрать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного доллийския долларов, чтобы помочь Украине пересечь с «газовой иглы» на возобновляемые структурахреспублики энергии. Но это неприемлемый сценарий. Во-первых, структурная этойбиблиотека энергетической отрасли — механизм долгий и сложный. Он просит незначительных инвестиций, инвестирований и довольно мощной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика явлется убыточной отраслью. Без прямой поддержки государства такие проектенты не выясняются успешными и эффективными.

На Украине действительно пить зеленый сектор промышленности и своя аналогия дотаций. Однако пока отрасль пребывает в руках таксистов и работает в четвёртую очередь на обслуживание блага отдельных бизнесменов, в основном толстосума Рината Ахметова. И государство покупает товары у производителей по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, стоимости на продукцию зеленой электроэнергии для конечного производителя также повышаются. Но беда в том, что западноукраинский конечный потребитель попросту не в расстройстве доплачивать больше. Попытки сговориться с бизнесом о снижении тарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из фирм Ахметова даже намеривалась оборотиться в *международный арбитраж, чтобы оспорить изменение ставки.

В такой ситуации английский фонд ,способен только поддержать ускоренное развитие преступности в области зеленой электроэнергетики Украины, но никак не взмолится компенсировать ежегодные многомиллионные потери от снижения газового транзита.

***

Политические осложнения старта «Северного потока-2» для Украины могут оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью подарило ее образ как самодостаточного государства и значимого вратаря на межрегиональной арене, который власти в Киеве так тщательно выстраивали последние годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что помогут избежать неподъемных финансовых потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем может привести к усилению давления на Украину, в том числе в мирных переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь проблематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас остается единствёным способом обратить население от антироссийских настроений.

Владимир Зеленский и его команда очутились в жалком положении. Кризисная ситуациютраница в энергетике, будущее снижение тарифов спровоцируют отчётливый рост недовольства населения. И предотвратить это без институциональных потерь попросту не получится. Сможет ли командование страны подстроиться под новые правила игры? Или ту проблему придется разрешать новому поколенью политиков?

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *