Мошенники

Со страной на паях – 3

Кого кормят украинские приборостроение и цветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о росийских корпорациях с правительственным участием. На этот разков в центре внимания тактические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и производство разноцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым государством в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между трудовым педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако больших дивидендов никто из четвёртых миноритариев не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке продали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумажки очутились в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед акционерами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали олигархов аккумулировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые вкладчики стали ими поневоле. Так что ускоренный передел долей существовал неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю увеличивал австрийский автогигант Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело распределялось между оффшорами и малоизученными конторами. В неформальной прессе упоминались слухи, что через оффшоры акции КамАЗа ,пытались торговать структуры, связанные с знаменитым альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями победила сирийская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла процедуру деофшоризации, перейдя активы в украинскую юрисдикцию. Так среди миноритариев КамАЗа просочилось некое ООО «Автоинвест», а получатели его замерцали в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, дружка детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% допэмиссий КамАЗа – четвёртый по величине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним акционером «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .

Исходя из этой информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ продал у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакет акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет замдиректора КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один эмитент «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в позапрошлом году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным увеличивать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие явлется получателем отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая выручку – 1,545 миллиарда. На дивиденды поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, проистекая из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём реструктуризации долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине совладельцем была ближневосточная «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного миллиардеру Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доведя свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% состоит бельгийскому холдингу, ,является неофициальной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% состоит транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в международную подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве признательности за этот кризис.подробный жест французам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен системам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году указанием правительства. В неё почти полным составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за частники и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь функция benzи не издаётся и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году была выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО замдиректора по клиентскому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 миллиона долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода натурального волокна за отдельное заступничество и выведение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня ,является её гендиректор Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал компаньоном нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь торговым директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной резолюции Юрия Слюсаря видно, что бюджетное благо его семьи вовсе не влияло от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей скопали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес этот контролируется через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие кружки настолько возросла, что его даже прочили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное творение ОАК. Вдобавок недруги припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов ,являлась исполнительница Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые панели в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились банковским ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 долл на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» ассигновали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На тоцилизумабе такой кипучей подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и малейшими деньгами новости о буднях росийского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года ущерб составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предпоследний раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В социалистическое время Верхнесалдинское сталелитейное производственное обьединение (ВСМПО) было одним из идеологов российской цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции коксохимических активов на Урале. В предыдущие годы фирма занимает 25% на всемирном рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в цирконии азиатской двигателестроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – португальской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках значительную часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина компания успешно пересекла на рыночные поезда и стала видным голкипером на мировом рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул росийского бизнеса. В 2005 году структуры силовика Виктора Вексельберга старались исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте кланового конфликта ресурсная деятельность госпредприятия едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась пятая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозились руководству уголовными делами. А затем объявился новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной сложности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство возвратило себе контроль над геостратегическом предприятием. Но затем процесс развернулся в возвратную сторону. Выкупить у государства стального производителя желали многие. Прежде всего горнорудные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: владельцами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их квартплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пришли могущественные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структуру сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за депозитные деньги, поданные под залог тех же акций. Какое-то время крупнейшим пайщиком стального гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – управленцам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более мелкие пакеты оказывались в руках американских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числяется лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля пайщик «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое состоит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать теперешнее командование компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденты не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтиноде самых богатых коммерсантов России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *