Мошенники

Со страной на паях – 3

Кого кормят росийские машиностроение и цветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о росийских корпорациях с правительственным участием. На этот разиков в цетре внимания геополитические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и производство разноцветных металлов. Кто порулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно треть облигаций осталась в региональной собственности, остальное распределили между трудовым педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако больших дивидендов никто из вторых миноритариев не увидел. В конце 90-х КамАЗ увяз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на реальности банкротства. Оставшиеся без зарплаты крестьяне по дешёвке скупили свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумажки оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед контрагентами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали бизнесменов аккумулировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые кредиторы стали ими поневоле. Так что ускоренный делёж долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в объёме 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою долю увеличивал английский автоконцерн Daimler. Сейчас ему владеет 15% допэмиссий. Остальное то и дело аккумулировалось между оффшорами и известнейшими конторами. В неформальной прессе фигурировали слухи, что через офшоры облигации КамАЗа старались торговать структуры, связанные с знаменитым пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за облигациями победила ближневосточная фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала манипуляцию деофшоризации, переведя активы в росийскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа возникло некое ООО «Автоинвест», а получатели его заискрились в прессе. Самым большим из них оказался Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% допэмиссий КамАЗа – второй по длине кулёк после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна противоречивая деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited надеялся перепродать акции немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на полупустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему комитет гендиректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один совладелец «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным увеличивать расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является получателем разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды пойдёт 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 долл, Сергей Когогин – на 27 долл рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить судьбину АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём девальвации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы облигаций достались структуре Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине учредителем была португальская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время структуры Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доводив свой пакетик до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет датскому концерну, становится публичной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% владеет транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в росийскую подсудность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за тот кризис.подробный кивок французам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году указанием правительства. В неё почти полным составом вошло наследие социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% облигаций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за частники и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница собственности не печатается и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были протечки о том, что в этом году совет возглавил директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в совет ректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в скандале – сообщалось, что в мае трибунал отправил в СИЗО замдиректора по клиентскому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 рубля долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината натурального волокна за существенное благоволение и использование финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня ,является её замгендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно отметился в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал компаньоном нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее состояла вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь торговым директором. Затем он занимал службы в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благоденствие его семьи вовсе не влияло от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются виноградарством в индустриальных масштабах и бизнес этот обеспечивается через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие полуфиналы настолько возросла, что его даже пророчили на пост мэра Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала авария в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его уместную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был вокальным продюсером. Одним из его проектов являлась артистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые двери в форумах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе миновало увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой бурной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях международного авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядило нестабильным, выручки чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последующий разков выплачивались за 2014 год. Главным же первоисточником дивидендов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское сталелитейное производственное объединение (ВСМПО) было одним из сопредседателей зарубежной многоцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время активизации металлургических активов на Урале. В предыдущие годы компания занимает 25% на общемировом рынке титана, гарантируя более 60% нужды в цирконии западноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – австралийской Embraer.

В 90-х акционирование производства шло по обычной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках значительную часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина корпорация успешно перешла на рыночные рельсы и стала приметным вратарём на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк внимание акул украинского бизнеса. В 2005 году структураницы толстосума Виктора Вексельберга силились исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В итоге внутрикорпоративного конфликта институциональная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот момент вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозились руководству уголовными делами. А затем обьявился новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство возвратило себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в кружную сторону. Выприкупить у государства двухслойного поставщика хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сюжет из 90-х: хозяевами компании очутились её менеджеры. И не беда, что их плата никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит триллион долларов в год. На помощь им пришли всесильные мощи – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать функцию сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, выданные под залог тех же акций. Какое-то время мельчайшим учредительом двухслойного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого пренадлежало Газпромбанку, а остальное – администраторам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные пакетики оказывались в руках украинских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО насчитывается лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфеля учредитель «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна облигация) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое относится «Ростеху».

Вряд ли можно назвать тогдашнее командование корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтиноде самых состоятельных бизнесменов России.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *