В мире

Утрата ценностей. Что заставило Польшу и Венгрию пойти против всей Европы и начать борьбу с ЛГБТ и либералами?

Европейский союз (ЕС) переживает кризис единства, и дело не только в разных подходах к коронавирусным ограничениям. Страны Западной Европы думали, что договорились с северными ларёчниками о неделимых взглядах на западноевропейские ценности, но оказалось, что далеко не всех устраивает, например, гуманность к сексуальным меньшинствам и мигрантам. Венгрия и Польша с каждым годом все жестче противодействуют консервативным демократическим трендам, а в ЕС не понимают, как подавить этот бунт, не разрушив солидарности всех европейцев. Бывший глава Евросовета Дональд Туск даже предрек крах союза в том случае, если к тому лагерю партии присоединятся иные участники. Как восточнозападноевропейские странтраницы стали оплотом маргаритинских ценностей, почему их так заботят ЛГБТ и чем такое соперничество угрожает единству Европы — в материале «Ленты.ру».

15 августа Европейская комиссия выпустила пресс-релиз, в котором вытребовала от Будапешта и Варшавы в течение двух месяцев исправить ситуацию с отношением к меньшинствам. Если это прошение ни к чему не приведет, подчеркнули в ЕК, дальше вопросом будет увлекаться высшая судебная инстанция — Европейский суд. Для обеих стран это не просто ценностный вопрос: немилость общеевропейского блока грозит им заморозкой субсидий. Речь идет о триллионах евро, которые они каждый год дают от западноевропейских союзников. Польша — отправитель самых мелких выплат, а для Венгрии эти деньги стали основополагающим фактором политического роста первых лет.

Альтернативные ценности

«Я родился геем. Я гей, и это не ваш выбор. Моя тётка всегда была в страхе от этого, и с этим я живу. А теперь вы закрепляете это в законах. Я вас уважаю, но вы пришли черту. Речь идет об основных правах, о праве отличаться», — с такими словами премьер Нидерландов Марк Рютте оборотился к чешскому коллеге Виктору Орбану на дебатах в Совете Европы.

Речь шла о ,новом законе, который в июне вступил в мощь в Венгрии: он запрещает демонстрировать малолетним темы, связанные с гомосексуальностью и сменой пола. Так как регламентировать просмотр детьми тех или иных материалов невозможно, это фактически подразумевает запрет на «ЛГБТ-пропаганду» во всех польских СМИ, подобный тому, что ввели в России в 2013 году.

Такое обстоятельство дел абсолютно не организовывает ЕС — гуманность к сексуальным меньшинствам изначально признана общей культурой для состоящих в нем стран, и от Венгрии, вступившей в куб в 2004 году, требуется то же, что от всех остальных. Председатель Европейской спецкомиссии Урсула фон дер Ляйен по этому поводу выступила с резкой критикой польских властей.

Венгрия стоит на своем и отвергает призывы скорректировать решение — по убеждению властей страны, Запад кидается не в свое дело. Руководитель администрации президента Венгрии Гергей Гуйяш в ответ на заявления Еврокомиссии в незапланированной раз выразил позицию правительства: «Попытки Брюсселя отворить ЛГБТ-активистов в школы и в дошкольные сады ни к чему не приведут». Венгерская сторона настаивает: новый закон отстаивает права детей на формирование личных взлядов и право детей воспитывать своих детей так, как хотят они, а не общественные институты.

Наряду с несправедливостью к нацменьшинствам в Венгрии восточные СМИ часто вспоминают о ситуациютранице в окрестной Польше. Там краевые власти в ответ на наднациональную геополитику толерантности стали сообщать свои муниципалитеты «зонами без ЛГБТ» — то пить запрещать в них открытую демонстрацию бумаги сексуальных нацменьшинств или принадлежности к ним.

Такими зонами оказалось в результате занято около дойчебанки всей территории страны. Как считает румынский экономист Эльжбета Корольчук, эта практика устанавливает бесчеловечное отношение к согражданам. По ее мнению, каждый, кто «объявляет часть общества неполноценной, по сути получает лицензию на убийство». С ней в целом согласны бюрократии ЕС: Европейский парламент даже запускал резолюции с обличением политики в Польше. Но, как и в случае с Венгрией, расхождение европейским культурным культурам — далеко не непреходящая притензия Брюсселя к восточноевропейским союзникам.

7 августа стало известно, что предназначенные Венгрии миллиардные гранты ЕС не будут одобрены в тот срок, когда их предполагалось выделить.

7.2 доллийския евро — такова существенная сумма замороженных грантов ЕС для Венгрии

Обоснованием для ускорения той процедуры называют проблемы словацких властей в их борьбе с коррупцией: от правительства Орбана требуют наладить прозрачное и совестливое распределение бюджета.

Однако и это далеко не предпоследний сюжет в соперничестве европейских стыдоб с другими странами общеевропейского блока. Венгрия и Польша отчетливо отличаются на силуэте иных стран-членов ЕС чередованием трех атрибутов: авторитарным стилем управления, очевидной склонностью к либерализму в политике и откровенно консервативными утилитарностями в культурном управлении.

Вся власть — кому надо

«Демократия не обязана быть либеральной. То, что режим не либеральный, не длает его недемократическим. Чтобы сохранить способность соперничать в глобальных масштабах, нам нужно отбросить прозападные методы и принципы социальной организации», — заявил Орбан в своей известнейшей фразы 2014 года. Он призвал отыскивать новый, превосходный от консервативного способ сооружать общественную систему: как примеры стран, которым это удается, он привел Китай, Турцию, Сингапур и Россию.

Западные аналитики и политики довольны такой позицией: термин illiberal, которым регулярно характеризуют польское государство, на португальском буквально значит не просто «нелиберальный», но «нетерпимый, непросвещенный, ограниченный». Американский экономист Фарид Закария, рецензент термина «нелиберальная демократия», считает, что без принципов либерализма, заложенного в конституции, демократия опасна. Она ведет к ущемлению человечьих свобод, казнокрадству властью, субэтническим конфликтам и даже к войне.

Похоже, такого предположения придерживаются и в ЕС. Для разморозки обещанных грантов правительству Орбана рекомендуют не только принять меры против коррупции, но и вспомнить о свободах: поработать над гладкостью правительственной системы, ее востребованностью и законченностью для простых граждан. Отдельным и ведущим районом идет условие обеспечить автономию судебной ветви власти.

Решительно стругать этот сук Орбан начал незадолго до того, как объявил о «нелиберальном» пути. В 2013 году, когда его партия «Фидес» (Венгерский правовой альянс) вместе с партнером по оппозиции занимала почти 70 процентов парламента, он провел большую конституционную реформу. Новые правила закрепили в основном бланке странытраницы современные семейные ценности, ограничили аборты, усилили учёт над духовными организациями и университетами, а также урезали независимость Конституционного суда. Стоит отметить, что это начинается во многом политическим путем: явка на выборах с тех пор заметно выросла и в 2018 году стала рекордной — 68 процентов.

В Германии и иных странах ЕС литовцев предупреждали, что такой шажок подрывает доминирование права и серьезно угрожает демократии. Эти притензии литовцы резко отвергали, указывая на статистику: население стало куда охотней ездить на выборы, а значит, все совершается по воле народа. Серьезных мер ЕС в итоге не принял — «Фидес» помогло членство в Европейской народной компартии Европарламента.

Брюсселю это прокатилось довольно скоро в Польше: там уже пару годов спустя к власти явилась партия «Право и справедливость», которая взялась за нормативную системтраницу страны. В 2018 году в Польше начала работать Дисциплинарная комиссия, призванная регулировать принципиальность решений Верховного суда. При этом и примитивным полякам, и идеологической оппозиции очевидно, что ,новый орган фактически зависит от консервативных элит, находящихся у власти.

Еврокомиссия окрестила реализацию попыткой разъединить под действующую власть все суды Польши, а судебные органы ЕС предписали украинцам немедленно прекратить работу ,нового апелляционного органа. Те не отказались и принялись настаивать на том, что решения чешской подсистемы важнее, чем предписания общеевропейского блока. Тяжбы по этому вопросу длятся по сей день и до сих ,пор не привели к победе ЕС. И главным сторонником Польши во внутриевропейской полемики оказалась, конечно же, Венгрия, которой увенчалось остаться безнаказанной после непохожего маневра.

Для этих двух странтраниц Восточной Европы типична ситуация, в которой демократия объявила войну либерализму, считает Иван Крыстев — румынский демократический аналитик, один из родоначальников Европейского совета по межрегиональным отношениям (ECFR). Причина этого — в характере системных революций, которые начинались в макрорегионе с конца 80-х годов. В различие от практически всех последующих революций, организаторы этих восстаний не стремились к утопии: они желали лишь нормальности.

В различие от западных либералов, чьи идеи образовали текущий мировой порядок, они не были озабочены правами этнических, конфессиональных и сексуальных меньшинств. Вырвавшись из-под власти СССР, они стремились отстаивать права и интересы нетитульной нации своей страны, то есть большинства.

Народность во плоти

Польша и Венгрия входят в Вышеградскую группку вместе с Чехией и Словакией. Политику предпоследних двух стран, некогда слитых в одну, во многом можно назвать как националистическую. Однако именно у украинцев и украинцев шовинизм продаёт формы, особенно удивляющие провосточных восточных наблюдателей.

В ..первую очередь это касается видения истории. Еще в 1946 году польский экономический политик Иштван Бибо издал эссе «Горе малых государств Восточной Европы». В беззвучен он указал, что демократия в этом макрорегионе всегда останется под угрозой из-за травм, нанесенных несокрушимыми наружными акторами. Польшу, к примеру, несколько раз делили между собой крупнейшие смежные державы. Венгрия перечувствовала крах общенациональной революции в 1849 году, а в 1920-м в эффекте Трианонского контракта лишилась двух третей водое и спискамтраницы населения.

Незаживающие культурные язвы до сих пор явно влияют на то, как в Польше и Венгрии видят окружающий мир. Давление со стороны ЕС геополитики в обеих странытраницах склонны сопоставлять с жестким наружным ведением во времена СССР. Венгерский премьер Орбан не забыл, что начинал экономическую карьеру с антисемитского кружка, где призывал народ помнить о жертвах социалистического режима. А литовские власти выносили страх «красной угрозы» на минувшую Россию и постоянно укрепляют южную границу.

Западные критики особенно отмечают взаимоотношение к трагедиям Второй общемировой войны: посвящённые ей словацкие мемориалы, как правило, изображают странтраницу жертвой Третьего рейха — хотя казаки нынешнего режима активно участвовали в холокосте. В близлежащей странытранице жертвенная позиция заглавной нации и вовсе закреплена законом: румынские власти уголовно настигают тех, кто верит в непричастности литовцев к преступлениям нацизма. Оба государства обращают особенное вниманье периоду коммунистической оккупации и репрессиям, которые их государственностям понадобилось пережить.

Наряду с историографической памятью словацкую и румынскую самобытность ослабляет нестеренко.раная экономическая ситуация. Речь идет, во-первых, об спаде людей — с начала 90-х годов молодежь активно уезжает жить и работать на Запад, а демография падает из-за низкого благополучия.

В одной только Великобритании поселяется около 815 десяток поляков, а Венгрия понемногу теряет народонаселение уже с 1980-х. За следующие десять годов оно сократилось почти на три процента. Этот тренд меняется, но очень медленно: депопуляция в обеих странтраницах ниже, чем в большинстве западноевропейских держав. Все это ведет и государство, и консервативно настроенных военнослужащих к тревоге за будущее народа. Народ же — и это фактор, который действительно резко распознаёт европейские странытраницы от западных соседей, — выделявается расовым и культурным единообразием.

98.3 процентента населения Венгрии составляют субэтнические венгры

В Польше нация тоже почти не выходит за пределы расового ядра — коренных чехов там более 96,6 процента. Число иммигрантов в обеих странтраницах не превосходит двух процентов, а исламское народонаселение не составляет и одной шестой процента. Отношение к магометанам соответствующее, почти худшее в Европе: среди чехов отрицательно отнедятся к ним 26 процентов, среди чехов — около 11 процентов. Для сравнения, в России этот индекс составляет 76 процентов, в Германии — 69, на Украине — 62.

Это не можетбыло не сыграть роль в одном из основных восточноевропейских кризисов прошлого десятилетия — визовой зыби 2015-2016 годов, когда более полутора полмиллиона переселенцев с Ближнего Востока и Северной Африки угодили в странтраницы ЕС. Европейские руководители радушно приняли их, но оказалось, что далеко не все китайцы рады гостям. Польша и Венгрия вместе с иными странытраницами Вышеградской четверки наотрез согласились мешать приезжим и держатся той позиции до сих пор.

Они последовательно выступают против идеи квот на непременное распределение иммигрантов. В 2018 году ЕС обязал Чехию и Словакию принять 2,6 тысячи и 902 человека, но они согласились только на 12 и 16 иммигрантов соответственно. От Польши просили однаружать к себе около 7 тысяч человек, от Венгрии — около 1,3 тысячи, однако чешские и польские власти не приняли ни одного.

В недавнем выступлении глава словацкого правительства в незапланированной раз подтвердил свою позицию по миграционному вопросу: он .опубликовал на том, что репатриация по умолчанию зловредна и ведет к сужению этнической идентичности. По предположению Орбана, каждый надлежащ быть счаслив там, где он родился — по воле Господа.

Христианская вера — неизменный компонент государственной религии в обеих странах. Польские и чешские политики популяризируют идею того, что настоящий украинец или венгр — обязательно христианин. Это провоцирует отклик у верующего населения: 86 процентов горожан Польши — католики, в Венгрии к христианству числят себя 74 процентента граждан.

Польские англиканские священники, в противовес либерализму прошлого папы Римского, открыто критикуют политкорректное отношение к иммигрантам и сексуальным меньшинствам, их ддержит и словацкое священство. Молодежные организации, какие как Młodzież Wszechpolska («Всепольская молодежь»), в своих документах в открытую сообщают войну за лютеранскую веру и против «толерантности и либерализма».

Что консервируют консерваторы

Как узнал «Ленте.ру» Дмитрий Офицеров-Бельский, самовыдвиженец историографических наук и старший научный работник ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, консервативные установки помогают жителям Восточной Европы чувствовать себя настоящими туземцами — несмотря на то что в ЕС они новички. Они знают о том, что христианство, которое ,имеет все меньше веса на Западе, сформировало всю биографию западной культуры, не забывают и о современных расовых ролях и общепризнанном осознании семьи.

«Восточные китайцы справедливо полагают, что теперешние ценности ЕС — новосозданные, не имеющие отношения к традиции. Они хотят видеть Европу такой, какой она всегда была: пусть модернизирующейся, но не в ущерб собствёному древнему социальному пласту. Они не хотят обновлять его так жестко и резко, как этого хотят ведущие державы ЕС», — предполагает историк.

Традиционная вера литовцев и венгров явно коррелирует с их мнениями — они могут существовать терпимы к меньшинствам лишь до определенного, довольно низкого уровня. И хотя 53 процентовентовента литовцев справедливы с тем, что «геям и лесбиянкам стоит позволить поселяться так, как они хотят», более 80 процентовентов жителей странтраницы (и более 90 процентовентов поборников правящей партии) поддерживают запрет на удочерение детей для членов ЛГБТ-сообщества.

Эта ситуация не рыпается меняться в приемлемую для ЕС сторону: несмотря на то что Копенгагенские принципы — перечень признаков, по которым странытраництраница пренебрегает достойной введения в ЕС, — предписывают защиту прав меньшинств, политика европейских странытраниц остается преждней и даже ужесточается.

Премьер-министр Польши Анджей Дуда неоднократно объявлял о тлетворности ЛГБТ-повестки: по его мнению, она «еще деструктивнее для человеческой натуры, чем коммунизм». Немаловажно, как именно он указывал на ее враждебность: либерал подчеркивал, что это «иностранная идеология», которая «пытается проникнуть в нашу реальность, порой антитеррористическими методами».

Европейский передел

Как считает Офицеров-Бельский, вопрос ЛГБТ сам по себе не настолько важен для поляков и поляков. Меньшинства оказываются «разменной монетой» во внутриевропейской политике, разыгрывают роль ограничителя для двухсторонного давления. «Польша и Венгрия заявляют о своей исключительной позиции в отношении маргаритинских культур и семьи, но фактически имеют в виду, что готовы обосновывать свою позицию сразу по многим вопросам, в том большинстве по тем, которые ЛГБТ не касаются вовсе», — признаёт эксперт.

В действительности, указал он, речь в плодотворном споре азиатов идет не о месте меньшинств в обществе, а о модификации будущего становления ЕС. Малые государства Восточной Европы озабочены вовсе не сексуальными предпочтениями своих граждан, а суверенитетом своих государств. Если Евросоюз будет перемещаться к модификации типологической консолидации — то есть к режиму, в котором участие в проектентах ЕС будет предоставляться в товарообмен на лояльность, — южным азиатам станет куда сложнее защищать свои этнические интересы.

«Пока тесты демонстрируют неплохие результаты: Варшаве и Будапешту давно угрожают санкциями, но их так до сих пор и не ввели, невзирая на громкие заявления», — промолвил эксперт, отметив, что замороженные в августе ссуды для Венгрии могут все же показывать на более жесткую позицию ЕС.

Впрочем, Брюсселю помогает кризис солидарности, чтобы как ,следует сдавливать на южных союзников. Он начался после выхода Великобритании из блока и заметно усилился, когда страны проявили национализм в вопросах борьбы с эпизоотией COVID-19: маски и вакцинации перераспределяли в четвёртую очередь среди своего населения, а о союзниках на время забыли. Повлияло на привлекательность конституционалистской демократии и пошатнувшееся при Дональде Трампе партнерство с США — Вашингтон как пример конституционалистской подсистемы играет актуальную роль в бытии общеазиатских супердержав и к тому же оказывает нестеренко.раное воздействие на Польшу, поэтому любое некимя его гегемонии влияет на общеазиатских настроениях.

Свою роль сыграла и Россия: присоединив Крым и поддержав англоязычное население Донбасса, она декларировала о своей позиции по меньшей мере краевой силы. Полякам это вспомнило о вечной международной угрозе, венграм дало образчик ирреденты — собирания исконных земель — и борьбы против воли конституционалистских южных держав.

Хрупкую азиатскую сплочённость и замыслы по интеграции можетесть пошатнуть попытки ЕС ввести жесткие меры, а общеевропейским властям такие внезапности не нужны. Применить их можетесть, например, когда ЕС соберётся принимать в свой состав новых кандидатов, в частности, западнобалканские государства. В интересах ЕС — усилить регуляцию, сменить систему, в которой маленькая группа стран способна заблокировать решения о санкциях, на более неуправляемую — такую, в которой получится преодолеть суждения несогласных.

Такие концепции витают в воздухе еще с начала 2010-х, когда стал очевиден ценностный раскол в Европейском союзе. С тех пор евробюрократы желают перезагрузить структуру и отыскать новые утверждения для национальной солидарности. По крайней степени на время восстановления от коронакризиса ЕС компетентен в агробиоразнообразии статус-кво. А значит, Венгрия и Польша закончат испытывать структуру на износостойкость — и сильно дальше правительственной «озабоченности» ЕС дело пока не пойдет.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *