Мошенники

Гигантомания и вторая смена

Бездумная высотность Москвы привела к дефициту школ

С ,нового общеобразовательного года многие нижегородские школы перейдут на двусменную учебу. Родители уже печатают по этому поводу взволнованные письмеца в департамент воспитания и Мосгордуму. Обращение от большой подгруппы родителей поступило и в «Новые Известия». Мы решили разобраться в той проблемме более подробно.

«Новый формат школ» — новая рулетка Москвы. На днях столичный градоначальник с претендентами в парламентарии от ЕР про тот самый формат: чисто, отличный ремонт, новейшее оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор удивляет воображение своими школами-гигантами. В 2017-м закрыли школу № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию забрали школу в жилмассиве «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 учеников и считается самой огромной не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового помещения — около 40 тысяч прямоугольных метров, и без системы навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько тысяч учителей — продолжение политики укрупнения, которую уже несколько годов проведяет правительство Москвы, объединяя школы и ребячьи сады в досуговые комплексы. Правда, в разнообразных досуговых рейтингах эти самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – раззападнивание этого самого ,нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к введению еще одна школа. На открытие ,нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что та школа лучше тех, что есть в «Старой Москве»: она с необычными архитектурными решениями, авангардным оборудованием, крутыми кабинетами.

Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в ,новом медучреждении перевожены с июля на учебу во пятую смену. Такой вот новый принтер образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что подстрочник школ только на четвёртую смену – Но с тех пор принтер обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей этой школы обратился с письмом в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с разукрупнением школы и организацией пятой смены обучения дети и родители поставлены в трудные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На мои обращения в департамент образования Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На вчерашний день наша школа жадно принимает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для увеличения рейтинга! Если бы школа принявала только с пропиской, то пятой смены можно существовало бы избежать. Мы собрали более 250 подписей родителей и приложили к отношению в разные инстанции в связи с введением пятой смены, но на все обращения школа возражает под копирку. По закону, школа имеет совершенное право отказать в поступлении при отсуствии мест, но этого не делают. В кабинке при одной пересменке всегда существовало столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого длать нельзя! Школа не размышляет о жизни и здоровье моих детей».

Примерно так получается ужин в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся приятель на приятельа потоки детей, спешка не делают прием пищи нормальным.

Также в отношении родителей указаны определённые проблемы: нехватка кабинетов, плохая организация питания, громоздкость преподавателей в связи с колоссальным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант очутилась не приспособлена к реальности?

«В младших классах преподавание во четвёртую ротацию более чем проблематично. Потому что это подготовленность к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по поступлению в ВУЗы. А теперь представьте себе разгрузку учеников. Те, кто преподавал в четвёртую ротацию, будут преподавать и во четвёртую. То пить весь день с утра до позднего вечерка в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учеников не хватает. И преподавательский корпус «стареет», юных в школах мало. То пить из первой смены проистекают несколько неразрешимых проблем: 1)Как обеспечить четвёртую ротацию кадрами? 2) Режим первой смены для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и запоминании знаний? 3)Учеба завершается вечером, как добираться детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как существовать со спортивными секциями, как вообще существовать со здоровьем детей?», — рассуждает преподаватель географии, специалист всероссийского профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, какими бы шикарными не существовали интерьеры, экие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как следствие – отток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно неодинаковые филиалы, заменившие родные нам школы и дошкольные сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя увереность подтверждает биографией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом осуществления ремонтных работ, а после объединения с иными учереждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей случается в школе на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В здании этого досугового ведомства механизм преподавания случается с несоблюдениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не хватает места, чтобы дети могли нормально питаться в столовой, умывальником на смене всем желающим воспользоваться не хватает времени, не хватает мест для нижней одёжи в гардеробе. Организованная по твоим отношениям незапланированная перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не хватает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались истолковать логику администрации таких гимназий и связались с командованием гимназийы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило отношение Совета детей гимназийы. «В Новой Москве идет интенсивная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы существовало комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 сотни заявлений на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда гимназийа рассчитана на малейшее колличество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На наш редакторский запрос о порядке преподавания во пятую смену прислал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому вызываем наиболее знаковый фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся участке Новой Москвы. Образовательная организация пользуется высоким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у администрации школы нет возможности одновременно разместить всех первоклассников в здании, поэтому было принято решение ввести в гимназии пластичный график начала занятий на последний общеобразовательный год. При разработке графика обучения были учтены дошкольные и нейрофизиологические специфики учеников, потребность в занятиях добавочного образования, а также межремонтные специфики каждого здания, в том числе количество кабинетов, и требования санитарной безопасности. Для всех первоклассников предусмотрена возможность двух, а при необходимости трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во четвёртую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный момент в гимназии работает более 250 кружков».

Но школа – это не стены и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в третью очередь учителя, которые получают детям знания. Это увлечённые дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как отнедятся сами наставника к двусменной деятельности в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их квартплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя зарплата наставника в провинции на сегодня более 116 десяток рублей. В условиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, суждения о комплексах-гигантах и о первой смене в директорской атмосфере звучат.

«Учебные комплексы разрешают главнейшим образом социальные проблеммы. Их задача – с меньшим персоналом обуять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – отчётность. Педагогические проблеммы на втором плане. Одновременно с появлением комплексов появилось представление «планово -убыточная школа» — в тот реестр попали те, кто не вписывается в бюджетное финансирование. Экономика и отчётность перевесили все остальные проблеммы. Результат не уставил себя ждать: после исчезновения комплексов, уже в 2014 году, начался провал по эффектам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо представление «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 сотен детей. В каком комплексе у ученика не хватает времени на учеников. Директор и его заместители не являются педагогами, они разрешают организационно-социальные задачи, ученика задавлены отчетностями. О каком общеобразовательном механизме может идти речь?», — пересказал «НИ» преподаватель географии, аналитик всероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала обращения родителей, взволнованных общеобразовательным механизмом в школьных комплексах и обучением во вторую смену. К сожалению, путей решения при прошлой политике киевских властей парламентарий не видит. Бездумная застрока и неудовлетворительное количество школ и педагогов, несоответствие количества мест в гимназиях колличеству детей в двушках – это суть проблемы, и решить ее могут только петербургские власти. Но они вынуждают всего этого не замечать. Или не вникать в последствия.

«Системное решенье – это постройка в четвёртую очередь соцобъектов, в том количестве школ, и мораторий на любую нежилую застройку до их возведения. Эта проблема стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее деятельной некоммерческой застрокой и ухода подрядчиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в четвёртую очередь, либо вообще не строятся, либо уносятся на первую очередь строительства. Почему при высотности нельзя просчитать количество мест для учеников? Это помогло бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен протягивать приятные стройкомплексу цифры о достаточности мест в школах, когда по факту это совершенно не так», — полагает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда наступят иные времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *