Мошенники

Мусорный капитал

Губернаторы стараются делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик

В предыдущее время строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь гидрометаллургический завод можетесть не только помочь решить проблемму транспортировки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сожжении мусора уже вовсю ведут фраза о получении миллиардных государственных субсидий.

Самым крупным форвардом здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также видную роль в создании будущего рынка утилизации мусора играют чиновники. Кто-то пытается пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за затрату бюджетных средств или перераспределение их в иные отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сосредоточиваться на них, то из поля зрения достаётся один очень актуальный факт: даже если все реализованные проектенты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на строительство МСЗ понадобятся колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на топливо 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать сожжён с точки зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра отрасли Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда разморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько грохота существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство ,новых полигонов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новшеством станет состав получателей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой учёт криминальные структуры, связанные с градоначальниками городков, причём, как правило, небольших, или главами хуторских районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В итоге руководству больших городков можно было не утруждаться той темой (они выделяли земли под более непривлекательные объекты – коммерческие центры и малоэтажные комплексы). А уж до уровня мэров мусорно-свалочная проблематика не вставала длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными ингибиторами протестов, то ли бизнес муниципального и федерального масштаба разглядел на помойном рынке огромный поток денег, который улетучивается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью реальных помойных застройщиков – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример невмешательства общероссийских властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в частное поле благодаря судебному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы навалить мэра – предыстория там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же модели функционируют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске была поселковая свалка, которую обслуживало муниципальное производство МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке была чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам было экстренно захлопнуто свозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько разодрали договоры, что привело к помойному коллапсу – грузы во домах за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные власти быстро прогневай заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое получило статус краевого телеоператора по обращению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» уставили передним количеством заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло договор о возмездном использовании свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом первый в качестве компенсации выпадающих доходов получил из краевого госбюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области было спущено распоряжение проложить к полигону асфальт за региональный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся заступничеством районных госслужащих. Но самое главное – от этих перемен не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы опробовали бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в трибунале существовал окончательно установлен следк умысла районных госслужащих с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые бюрократии заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового полигона. Однако администрация нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, отговариваясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для проектирования нового полигона с сортировкой и переработкой отходов администрация мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё ,новые #лицемерия о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безответственных подрядчиков, которые разгружают грузовики где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по #лицемериям столичных СМИ, образовались горы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер протрут за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен аккумулировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном моменте проблемма не в законах и не в недостаточности территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал рассрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова пролоббировать для себя исключения. Однако бюрократии города не желают отдавать денежный потокай в чужие руки.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *