Мошенники

Мусорный капитал

Губернаторы стараются делать деньги на либерализации утилизации отходов и заведут её в тупик

В предыдущее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусороперерабатывающий завод может не только помочь разрешить проблематику утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сожжении мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных общественных субсидий.

Самым крупным форвардом здесь становится аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также видную функцию в формировании будущего рынка переработки мусора играют чиновники. Кто-то пытается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выдвигается за затрату бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно рассказывать долго. Но если фокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень архиважный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они просчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с точки зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра отрасли Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гама было вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году предполагается снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает проектирование новых космодромов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что непреходящим новшеством станет состав бенефициаров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой контроль бандитские структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, небольших, или главами поселковых районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте руководству больших городов можно существовало не нервничать той проблематикой (они выделяли земли под более непрезентабельные компоненты – коммерческие центры и пятиэтажные комплексы). А уж до показателя апанасенковцев мусорно-свалочная проблематика не вставала продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес общероссийского и общероссийского масштаба разглядел на помойном рынке громадный поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью будущих помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пошли ,новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образец вторжения общероссийских властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся биография вынырнула в приватное поле благодаря уголовному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы навалить мэра – биография там гораздо шире и требует различного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы воздействуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало внутригородское предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса присоединились районные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано перевозить мусор за 36 километров от гектородара на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько изорвали договоры, что привело к помойному распаду – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро прогневай заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус межрегионального телеоператора по отношению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним количеством заключить договор с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало договор о беспроцентном применении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом предыдущий в качестве выплаты выпадающих доходов получил из регионального бюджета субвенцию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области существовало спущено указание проложить к космодрому асфальт за внутригородский счёт.

Вот так лихо денежные потоки из местного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством краевых киоскёров. Но самое главное – от этих метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё исходатайствовали платёжный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт умысла краевых киоскёров с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового космодрома. Однако мэрия нового мэра Алексея Текслера расторгла договор, отговариваясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет применяться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства нового космодрома с обработкой и переработкой отходов мэрия мэра Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё ,новые известия о стихийных свалках в особенности Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина зовется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безответственных подрядчиков, которые разгружают трейлеры где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, образулись горы житейского мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о каких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но поднимается другой вопрос: куда же всё-таки будут перевозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реализации, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае задача не в законах и не в недостаточности дараей под полигоны в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реализации и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако бюрократии города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *