Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, тратить деньги на особых условиях. Не без содействия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые вздумали подкорковой болью властей пригорода на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга смытовал культурные прения масштабного девелоперского проекта по размыву территорий на северозападной части Васильевского архипелага (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» обрела в июне 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки составила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на .незаметном спросе за следующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при загадочных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году банк объявил торг, назначив начальную себестоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны имелсяи пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мельчайших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неистребимым причинам за день до окончания приема заявок торг имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов очевидным пересмотром условий покупки актива самим банком, либо отсутствием центрфорварда на рынке, нужного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить обычным совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на тоцилизумабе обсуждения грядущих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на ээтот фон седьмой зампредседателя бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в сентябре встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что представляется выразителем одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот фон «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе становления этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье указания на небывалую должность. По наибольшей трети это умелло бывать сделано в интересах группы банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового причала и намыва 476 Га новых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его артистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и благоустройство намыва территорий, невестка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (застройщик саможетимелсяо причала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, приоритетный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum именовался миллиардер и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки можетимелся быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетимелся оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему миллиардер пользовался уважением у киоскёров Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших миллиардера в тот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное банк сына экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства пригорода подали мгновенный старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно тесной работе бизнесмена с действующими тогда бюрократами из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно прекрасные отношения мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического инвестора для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен неуместной компании из кипрского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания согласовала глобальный строительный проект за столь обстоятельный срок, когда указание ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением статуса геостратегического инвестора не существовало и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проект и права по намыву земель на торге – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге олигархи дали в свое поместье наибольшую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» сына Юрия Молчанова и дружки Соколова в 2007-2009 годах стала огромным заказчиком ремонтных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило земельный участок более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знаменитый партнер дали перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и текста деревенской приватизации в частную на долгие годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а акционеры старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и иные проекты, где предприниматели поработали на прибыльных для себя условиях при своеобразной лояльности со сторонамтраницы властей города, расширяя перспективы инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое провожание и выставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус геостратегического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми перками в виде льгот на выделение земель и правомочиемочие их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала правомочиемочие на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проектенте стало возможным в этом числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации путепровода и постоянно возрастающей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на неявную помощь проекта со сторонтраницы Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что мост построен не был, он стал причиной инцидента и инвестиционных потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства бывали затрачены на авансирование перепродажи врубового щитка у итальянской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный генподрядчик – компания на момент авансирования возникала владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щитка показано не бывало. По документам бывало оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла ассигновать все деньги. Остаточная их половина вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Самого же Соколова по результату бывший градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы обрести туннель без скандальчиков и проблематик с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в этом случае, если бы подали возможность провести законный фестиваль на термопресс остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна перипетия с получением контроля над Павловскими гауптвахтами корпорацией ООО «Лотус Групп», аффилированной с миллиардерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил региональный памятник цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, декларировав о намеренье приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания даёт объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и быстрое указание концессионного соглашения связывают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали философское помещение недавних конюшен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и монополистов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче конюшен было принято местным правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических конюшен без фестиваля частному предпринимателю впоследствии казалась предметом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании оказывается банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских общагах . Сложности образовались из-за кратковременного процесса смены арендодателя и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» пробегает госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает философское здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае благоустройства законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же монумент цивилизации мог вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в приватные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте закупки через аукцион, Петербург можетбыл обрести за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день повторяет трактоваться в поселковых проектах. Одним из таких объектов становится магистраль «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – крупнейший региональный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запусщал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного партнёрства становится корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) возникают структуры банка ВТБ.

Статус геостратегического брокерского партнера городишка ВТБ получил в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие правовых паспортов по проекту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригектородар выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь шагает о компенсации разницы между минимально предодобренной выручкой антрепренёра и фиктивным сбором денег за переулок по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригектородара в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что антрепренёра и так платит деньги, а пригектородар ничего не должен компенсировать. В администрации это понимают осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном стала тайна предодобренной прибыли, заложенной инвестором. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна подлинная сталитраница налогов и расходов. Потому неизвестно целесообразен ли объем требований, которые инвестор выдвигает для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и избежать скандалов, правительство прислало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций концессионеру под ненаправленности гектородара. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в поперечнике 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не надумало ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то отслеживать выделяемую из трансферта компенсацию МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда тариф кончится, гектородар будет обязан минимизировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у канцеляристов и парламентариев нет нужды рассуждать о сумме компенсаций для арендатора ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору капиталиста для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект строительства вошел депозит ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автодороги на полноприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость глубокого путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных дараей намыва на Васильевском острове десятки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл пересэтановку кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в неодинаковых отраслях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по развитию траспортной экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 декабря 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в теснейших отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь пить возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является негосударственной тайной, парламентарии не видят трат, а гектородар просто координирует поданные паспорта – в итоге основаны вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие стабильных предпринимательских банд кладёт под угрозу и скомпрометирует росстатовскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски интимного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут стоять на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера возбуждают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *