Мошенники

«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что истребило пароходик «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в предыстории современной России авария мрподобного грузового судна. Во время шторма затонул двухмачтовый грузопассажирский лайнер «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те ужасные минуты. Один из них, бывший радиотелеграфист лайнера «Булгария» Ринат Габидинов, в телеинтервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде ледокола «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я трудился в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут приятель предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — продолжительное время стоял без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В сухогруз я влюбился. Он был построен в Чехословакии, попрошен красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была ренессансным грузопассажирским сухогрузом в стиле ретро: корабль-праздник, с музычкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не высились на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по речушкам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: оценки сухогруза «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча хода — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, паб и солярий. Первое название лайнера — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на зоне Татарстана. С этого времени пароходик исполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что теплоход вышел в рейс с исправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать отличнейшего — положить мою нештатную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня силились обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 сентября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело существовало так: перед осенней навигацией мы сидели на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от нештатного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы старались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом этот диод еще обливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услыхал стон капитана»

Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал существенный крен на левый борт, но по пуантилизме в Болгар никаких происшествий не существовало. На лайнере пребывали 147 пассажироварищей и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на пароходике перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди кондукторов существовало много девушек и детей. Это существовал первой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере моего движенья ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажироварищей в этот этап позоли в музыкальный зал на зрелищную программу — на лайнере у нас были артисты.

Вы помните, как начались чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что авиапассажиров в комнаты почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте существовала пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вскрик капитана: «Все на правый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, хотел возвратить по корабельной видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я копался с аппаратурой, удавался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно существовало в любой ситуации передать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый лайнер и переломился рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — радист всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан пароходика «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в леера на борту, а ветер с ливнем рвал мне спину. Капитан заскочил в каюту и там старался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилья Островского, крен электрохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что случалось с пассажироварищами в это время?

На нижней палубе существовали только председатели команды: что совершалось внизу и во наружных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, пареньки долбили иллюминаторы, прыгали сами, уберегали своих девочек и детей.

«Такое в жутком сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в момент подтопления «Булгарии»?

Я пребывал на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся катамараны. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в ураган сразу потонешь — это старинный речной закон. Я на судне оставался до конца: проползал по накренившемуся самолёте и покинул его, когда все катамараны уже существовали сброшены, а рулевая рубка с капитаном скролась под водой.

К этому времени все внутренние помещения были облиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого самолёта, и с твоего самолёта я сдёрнул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и орали людей. На каждый такой плот располагалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На второй плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что стояли молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами валялась звенящая тишина. Я сам после того, как мы завершили сажать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего теплохода «Булгария» сходят на бережок в прибрежном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных служб встречают лайнер «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в мрподобной порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные катамараны с затонувшего лайнера «Булгария» на бережку Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за другом возникли суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто пройдали мимо. Мы аж ротики выпучили — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не могло привидеться, что люди обретаются на воде после крушения судна. Это был второй случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что гиды развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то загадочное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта контейнеровоза «Арбат» и лейтенанта толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статейке 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 сотням рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный плот и поплыли к вахтенному самотёку, чтобы уже никто мимо не прошел, перекувырнулись за буй и стали ждать. К вахтенному самотёку поплыл и старший помощник.

Он существовал низенького роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший делопроизводитель рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на корме судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались стоны и плач, завершились истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на обыск к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов испытывали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощное обществёное давление.

Стали говорить, что корабль шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в самописцатранице тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном соотношении пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выкарабкаться из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди висели в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в тех ремнях под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о безмолвен сказать?

Очень неопытный человек, хороший командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до предпоследнего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На самолёте в тот день были еще его сестра с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но есть армейский закон: что бы ни приключилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор пытаюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот миг входило в Камское низовье и по маршруту должно существовало совершить разворот. Крен на борт, циклон и разворот — нанокраску факторов. Но еще, безусловно, отношение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший инженер убежал с «Булгарии» в количестве первых, кинув реакторное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в самотёке следствия. Будь тогда иллюминаторы реакторного отделения полузакрыты — это был бы огромной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы иллюминаторы существовали закрыты, он бы держал сухогруз на наплаве кратковременное время. У пассажироварищей было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не существовало бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в моечное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе ледокола «Булгария» перечитывают формуляры жертв катастрофы на Волге в озёрном причале Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил моечное отделение. Кроме того, в самый важный миг он остановил двигатель, хотя не имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот трагической день?

Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В вторые дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и накостылял комментариев. А потом такое началось… Многие твои приятели и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное воззрение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видеомагнитофоне засветился.

Поэтому негатива я хлебнул порядочно. В троллейбусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои повинности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская госкомиссия установила: проводить спасательные деятельности на «Булгарии» существовало просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на влаге и до сих пор удаюсь проживать дальше, не оборачиваясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что причиной чаэс явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал правый главный дизель-генератор. При энергии ветра более семи баллов (13,5-17,4 км/сек) должны были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом силотреть ветра на миг аварии составляла 20 км/сек.

2. Низкая квалификация и расхлябанность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты степени безопастности при проходе приказна в водохранилище и при получении шквалистого предупреждения. Не существовали задраены иллюминаторы левого и левого самолёта, в том большинстве в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого самолёта и выводил из уклада корабельные механизмы вследствие соблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый лайнер, дополнительно возникающего крена на левый лайнер, вызванного центробежной силой при перекачки влево, а также дующего в левый лайнер крепчайшего ветра и огромной остойчивости судна. Капитан не проинформировал авиадиспетчера и не получил газораспределительное разрешение на вращение судна.


Случившееся вызвало узкий социальный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об общеобязательном перестраховании ответсвенности перевозчика. По решению суда субарендатор и эксплоататор приказна существовала осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям транспарентности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной уменьшили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший помощник лейтенанта — существовал приговорен к шести с серединой годам колонии общего режима


Его признали невиновным по статейке 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 июня 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают лепестки во время государственной акции в память о погибших на теплоходе «Булгария» в Казанском озёрном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения теплохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный *государственный следователь Казанского отдела Ространснадзора , который, по гипотезы следствия, дал позитивное соглашение о боеготовности субарендатора к перевозке пассажиров, существовал казнён по заметке 285 УК РФ («Злоупотребление юридическими полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии отдельного режима.


По той же статье казнили и зам.начальника нижегородского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , подавший субарендатору негативное заключение на эксплуатацию пароходика в 2011 году: его осудили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажироварищей пароходика написали массовое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в четырёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили юбилейный буй.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *