Мошенники

«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в аварии на Волге погибли 122 человека. Что сгубило электроход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 сентября 2011 года, на Волге случилась крупнейшая в биографии новейшей России катастрофа океанского пассажирского судна. Во время тайфуна затонул двухпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том большинстве 28 детей, спаслись только 79 пассажироварищей и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут позабыть те жуткие минуты. Один из них, новоиспечённый радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью обменялся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в сборной пароходика «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут дружка предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил качнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароходик я влюбился. Он был выстроен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала класическим грузопассажирским пароходиком в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не высились на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по рекам не устраивают. Речной флот проживает весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом раскрашен буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» был выстроен в городке Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, амплитуда самотёка — 20,5 километров в час, два нагнетателя 6NVD48 мощностью 400 ослиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал вокальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое названье лайнера — «Украина». Он существовал наименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на зоне Татарстана. С этого времени ледокол выполнял грузопассажирские рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что ледокол вышел в рейс с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое расстройство «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это существовала привычная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом ,оставляло желать отличнейшего — положить мою экстренную рацию, в поломки литиев которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед осенней навигацией мы сидели на ремонте в . Я увидел, что литии рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы ,пытались это попросить полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев

А потом тот электрогенератор еще пропалывать влагой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя сменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую добротную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.

«Я услышал рёв капитана»

Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был существенный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На лайнере пребывали 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?

Теплоход существовал забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девушек и детей. Это существовал четвёртой день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 ярдов в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то случай он стал почти шквальным и довал нам в правый борт. Всех пассажиров в этот случай позоли в музыкальный холл на увеселительную программу — на самолёте у нас были артисты.

Вы помните, как завершились ужасные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажироварищей в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте существовала пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал отбирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал стон капитана: «Все на правый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по штурманской трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, силился наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно существовало в данной ситуации передать известие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и лёг рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — радист всегда должен быть поблизости.

Капитан электрохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а порыв с дождем разрывал мне спину. Капитан забежал в лесоську и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен лайнера превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что начиналось с пассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что происходило внизу и во наружных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я узрел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выламывали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в чудовищном сне не могло привидеться»

Что вы длали в момент обрушения «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотиков нет, на воде в ураган сразу потонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся лайнере и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая рубка с полковником скрылась под водой.

К тому времени все душевные помещенья были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого самолёта, и с своего самолёта я недобросил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задевал его и повел к группке пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — отбирали их в груду и рассаживали людей. На каждый такой плот размещалось где-то человек 18. Еще были малейшие жестяные спасательные катамараны, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На ..первый плот набилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что ,сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами торчала звенящая тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто ,сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего сухогруза «Булгария» сходят на берег в морском порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных служб встречают теплоход «Арабелла», который довёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в водной причал Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плотики с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за другом вышли суда. Тут уже все махнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж ротики разинули — как так!

Сейчас я думаю: капитаны просто не поняли, что случилось. В жутком полусне не можетбыло привидеться, что люди пребывают на водичке после крушения судна. Это был третий случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [капитаны], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то непонятное начинается в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника сухогруза «Арбат» и полковника толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены судебные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание лейтенантом приказна помощи людям, терпящим наводнение на море или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда трибунала пройдали мимо, река разъярела нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на увалень спасательный плот и заскользили к штурманскому результату, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К штурманскому результату поплыл и старший помощник.

Он был послепродажного роста, его накрыло волной, и я утратил его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на корме судна, люди стали сознавать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по возвращении сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на ваших глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, припоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе могучее обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей кинул на произвол судьбы

Но наших-то в авиакатастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном /качестве пассажироварищей потонуло больше, причем большинство жертв авиакатастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выползти из внутренних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на электроходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди стояли в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в тех поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из виновников трагедии. Что можете о безмолвен сказать?

Очень многоопытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последующего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день были еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но пить курсантский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих ,пор силюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, случилась эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское устье и по маршруту должно было совершить красныйв. Крен на борт, циклон и красныйв — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы дробильного отделения закрыты — это существовал бы огромной воздушный пузырь внутри судна.

Если бы отсеки были закрыты, он бы придерживал сухогруз на плаву кратковременное время. У кондукторов было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в кочегарное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто напугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть люков он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в авиакатастрофе парохода «Булгария» читают перечни жертв самописцатраницы на Волге в морском порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в общемировой практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил машинное отделение. Кроме того, в самый важный момент он настиг двигатель, хотя не ,имел право этого делать без сборной капитана.

А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на шлюпку и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не акцентировала на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы первый раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В ..первые дни нас контратаковали корреспонденты с различных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надал комментариев. А потом такое началось… Многие ваши приятели и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видеомагнитофоне засветился.

Поэтому позитива я глотнул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои обязанности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонтраницы попросили все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проходить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после аварии я больше никогда не работал на влаге и до сих пор пытаюсь проживать дальше, не оборачиваясь на то, что приключилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной чаэс явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и майор нарушили правила безопасности мореплавания и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 августа 2011 года у «Булгарии» не работал правый главный дизель-генератор. При энергии порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были обеспечиваться условия «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом силотреть порыва на этап чаэс составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры транспарентности при проходе приказна в озере и при получении шквалистого предупреждения. Не были задраены иллюминаторы левого и левого борта, в том большинстве в моечном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и выводил из строя судовые процессы вследствие несоблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый борт, дополнительно возникающего крена на левый борт, вызванного инерционной силотретью при кислотности влево, а также дующего в левый борт крепчайшего порыва и большой манёвренности судна. Капитан не запланировал диспетчера и не принесал диспетчерское согласие на вращение судна.


Случившееся спровоцировало широчайший обществёный резонанс: после кораблекрушения «Булгарии» в России приняли закон об необязательном страховании обязанности перевозчика. По решенью суда субарендатор и рабовладелец приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих условиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший помощник майора — был приговорен к шести с спискамтраницей годам колонии существенного режима


Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движенья и эксплуатации водного транспорта»). 5 июня 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут лепестки во время государственной акции в память о погибших на пароходике «Булгария» в Казанском водном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения ледокола «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный *государственный комиссар Казанского подотдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал позитивное соглашение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был осужден по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии общего режима.


По той же статье приговорили и зам.начальника нижегородского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он получил шесть годов колонии отдельного режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , выдавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию пароходика в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родственники погибших авиапассажиров теплохода записали групповое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте кораблекрушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *