Мошенники

В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетесть принесать право досудебных неконтролирующих мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где начата гостевая таможенная проверка. Нельзя применять меру в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит остановить медленный и беспорядочный развал компаний, которые проверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о корректировках к Налоговому кодексу о повторных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службетраницу (ФНС),— документ в последние недели дебатируется с экспертным обществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать депозитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена межрайонная финансовая проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе гостевой перепроверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласья фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, ликвидные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней ремарки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или ликвидных бумажек действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют контрагенты (в том большинстве банки), акционеры и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в состоянии задерживать этот довольно трудоёмкий для расхода процесс: деньгу выведенных в таких обстановках активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная продажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать необходимости для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед окружной перепроверкой можно лишь постановлением куратора таможенного органа (инспекции ФНС) с несогласия куратора или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, полноценным оказанием в залог ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей районной проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых условий для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации кушать права по отношению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет выплаты перед расходом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к глобальным практикам регулирования баланса публичных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решению суда фискалы принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» киносценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *