Мошенники

В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная службетраница может принесать право предварительных обеспечительных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в фирмы или ИП, где продолжена окружная таможенная проверка. Нельзя применять меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить стремительный и хаотический распад компаний, которые проверяются в связитраницы с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о досудебных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную таможенную службетраницу (ФНС),— документ в последующие недели дискутируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС задерживать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена окружная финансовая проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на кредитований это не циркулирует) в возможности отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке окружной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с капиталами возможны, но с согласия таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, бесценные бумаги и «объекты интерьера служебных помещений» (очевидно, имеется в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), второй — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ликвидных бумажек действительно позволит чиновникам мгновенно задерживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют акционеры (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными мерами в опьянении задерживать этот довольно сверхдорогий для расхода механизм: свердель выведенных в каких обстановках активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый досудебный арест капиталов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед районной проверкой можно лишь решением сотрудника финансового органа (инспекции ФНС) с примирения сотрудника или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог ликвидных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей выездной перепроверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо старалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под фискальных условий для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации кушать права по отношению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к общеевропейским практикам регулирования баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС прибегает в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решенью суда налогоплательщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *