Мошенники

Зеленый свет

Какие секреты бизнеса силится не афишировать компаньон «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется ,новыми миллионерами. Один из них – владелец оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых маститых и находчивых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девочка России, замгендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на четвёртом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокодоходной промтоварной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации выросла за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что может существовать прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при данных требованиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни продавцы терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, узнавая по всему, становится Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как совладелец самых крупнейших половин в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей такие же обширные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» сыновья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они займются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже неофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они занимались дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию омского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из совладельцев «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось принесать какого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один учредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть большие толики в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал займться пивком и иными спиртосодержащими напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к средине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно мелкие поставщики стали заменять наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло прощанье с потребителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную экспансию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На второй взгяд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая свойство промтовара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, промтовары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, бачках и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — гранитная коробка площадью до 1,5 сотен кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главные позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брендами — доля знаменитых фирм в наборе в среднем не превышает 10-15%. Закупочная цена при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который влияли Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США является сетитраницей магазинов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара ,оставляет хотеть лучшего. В Walmart не бегают те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуктах традиционно много консервантов, серотонины и препараты также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart продают по залежалым ценам. Как сочиняла пресса еще в 2015 году, госзакупкой полуфабрикатов с истекающим сроком ряженке.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень дисциплинированности совладельцев «Светофора» мы замерять не станем, заметим только, что искусственное раздробление крупного бизнеса на малейшие предприятия с целью финансовой минимизации не способствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в различных регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого провинциального ритейлера, покорившего страну: курганской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со сторонамтраницы государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет волноваться о благоденствии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаться качественными и недорогими продуктами, предприниматели начнут честно пополнять казну, и поживём мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из перечня Forbes.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *